Что такое лямбда зонд и для чего он нужен

Если автомобиль был выпущен в течение последних двадцати лет, то его электрическая схема просто испещрена миниатюрными автоматическими устройствами. Датчики положения коленвала, распредвала, педали акселератора и сцепления, позволяют сделать работу двигателя более стабильной, а управление автомобилем — комфортным. Существуют также автоматические определители качества выхлопных газов, которые не допускают чрезмерного загрязнения окружающей среды. О том, как работают датчики кислорода, зачем нужен лямбда зонд, а также где стоит и за что отвечает, будет подробно рассказано в этой статье.

Предназначение и принцип работы

Лямбда зонд в автомобиле является важнейшим устройством системы автоматического впрыска топлива в цилиндры. После того как топливо воспламенилось и расширяющиеся газы совершили полезную работу они поступают в выхлопную систему, где их «ждет» датчик кислорода. Анализатор определяет количество неизрасходованного окислителя, что позволяет практически мгновенно откорректировать величину обогащения топливной смеси. Таким образом осуществляется обратная связь в системе автоматического впрыска топлива.

Чтобы ответить на вопрос: «Для чего устанавливается лямбда зонд в выхлопную систему автомобиля», необходимо понимать, как функционирует это устройство.  Принцип работы кислородного датчика основан на постоянном определении соотношения качества атмосферного кислорода с остатками окислителя, находящимися в коллекторе выхлопной системы. Осуществляется анализ посредством циркониевого электролита, который под воздействием высокой температуры приобретает способность изменять сопротивление в зависимости от качества воздушной смеси. Изменение этого параметра приводит к появлению на контактах этого элемента электрического напряжения, по величине которого микроконтроллер способен точно определять степень сгорания топлива и осуществлять автоматическую подстройку системы впрыска топлива таким образом, чтобы не допускать появления в отработанных газах большой концентрации СО. Разобравшись в том, для чего нужен кислородный датчик, можно будет легко понять, почему его неработоспособность проявляется тем или иным образом.

Признаки неисправности

При неисправности датчика кислорода регулировка впрыска топлива, вне зависимости от режима работы двигателя внутреннего сгорания, будет осуществляться по усредненным значениям. Отсутствие правильно работающего элемента этого типа проявляется следующими симптомами:

  • Повышенный расход топлива.
  • Нестабильная работа мотора на холостом ходу.
  • Снижение мощности двигателя.
  • Появление ошибок: P0130–P0138, P0140, P0141, P1102, P1115.

Если есть возможность провести диагностику с помощью газоанализатора, то неисправность лямбда кислородного зонда можно установить по значительному увеличению концентрации углекислоты в отработанных газах.

Возможно появление и других признаков неисправности лямбда зонда, но одновременное наличие вышеперечисленных состояний двигателя внутреннего сгорания обычно свидетельствует о выходе из строя этой детали.

Проверка лямбда зонда

Осуществлять проверку лямбда зонда если признаки неисправности отсутствуют, необходимо через каждый 15000 километров пробега. Своевременное обслуживание и диагностика влияет на возможность ремонта изделия вначале развития патологического процесса. Обязательными профилактическими работами являются:

  • Проверка надежности присоединения проводов.
  • Удаление отложений с поверхности датчика.

Если появились сомнения в работоспособности этой детали, то после выкручивания из выпускного коллектора, проверяют ее с помощью мультиметра или тестера.

Проверка с помощью мультиметра

Мультиметром или любым вольтметром высокой точности можно проверить работоспособность датчика кислорода на автомобиле. Для выполнения этой работы необходимо:

  • Прогреть двигатель до температуры 70–80 градусов Цельсия.
  • Довести обороты коленвала до частоты 3000 об/мин и зафиксировать педаль газа в таком положении.
  • Минусовой щуп измерительного прибора соединить с «массой» машины, а «+» подключить к выходу датчика.

На выходе исправного кислородного датчика должно быть не менее 0,2 Вольта. Если напряжение отсутствует, то следует проверить проводку по всей схеме подключения этого элемента. Если напряжение есть на контактах датчика, то следует проверить возможность датчика изменять это значение при повышенной нагрузке. После резкого нажатия педали газа с последующим снижением оборотов, величина разности потенциалов уже должна достигать 1 Вольта. Если датчик не реагирует на изменение режимов работы двигателя, то его следует заменить.

Самостоятельная замена лямбда зонда

Зная о том, что такое кислородный лямбда зонд и для чего он нужен, можно попытаться выполнить самостоятельную замену этого датчика. На первом этапе необходимо выяснить, где находится этот элемент. В большинстве марок автомобилей эта деталь располагается в выпускном коллекторе.

При наличии поломки, рекомендуется установить новую деталь. Операция по замене лямбда зонда своими руками осуществляется в такой последовательности:

  1. Установить автомобиль на ровную площадку.
  2. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  3. Выкрутить кислородный датчик, подобрав нужный по размеру ключ.
  4. Установить новый датчик в обратном снятию порядке.

На этом операцию по установке новой детали можно считать завершенной. После успешного завершения работы следует завести двигатель, прогреть его и проверить устойчивость работы мотора в различных режимах.

Где находятся кислородные датчики, а также как неисправные детали проявляют себя рассказано в этой статье. При необходимости можно без посторонней помощи осуществить профилактический осмотр и диагностику элемента, а при выявлении неисправности — заменить деталь своими руками.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector