Детонация оказывает негативное влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Явление характерно тем, что топливовоздушная смесь не сгорает, а взрывается в цилиндрах блока. Взрывные процессы сопровождаются металлическим звоном восьми клапанов. Возгорание топлива происходит раньше возникновения расчётного угла опережения зажигания.
Проявление детонации
Симптомы детонации проявляется в следующем:
- резкий скачок вверх температуры охлаждающей жидкости;
- падение мощности двигателя;
- дробный металлический звон;
- резкий рост расхода топлива.
В карбюраторных машинах детонацию устраняют поворотом вокруг своей оси трамблёра (механического распределителя зажигания). В автомобилях ВАЗ-2190 негативные процессы убираются электронным блоком управления (ЭБУ). Датчик детонации Лада Гранта 8 клапанов является информативным звеном в системе автоматического регулирования зажигания.
Контроллер ВАЗ-2190 8 клапанов:
Принцип работы
Прибор построен на принципе пьезоэффекта. Контроллер, воспринимая ударные волны блока двигателя, преобразует их в колебание электрического тока. Во время возникновения ударных нагрузок от взрывов топлива во внутреннем элементе контроллера, меняется магнитное поле, преобразующее характеристики тока. Амплитуда электрических импульсов передаётся в ЭБУ, который в свою очередь корректирует подачу топлива и изменяет угол опережения зажигания. Неоднократные и длительные взрывные процессы могут привести к поломке двигателя.
Устройство и схема работы ДД:
Устройство
Контроллер представляет собой кольцевидный корпус с боковым 3-х контактным разъёмом. Внутреннее кольцо сделано из сплава цветных металлов. Сквозь него продевают болт, который вкручивают в резьбовое отверстие блока двигателя. Прибор находится в передней части блока цилиндров.
Место установки контроллера:
Следует заметить, что датчики Лада Гранта 8 и 16 клапанов ничем не отличаются друг от друга и вполне взаимозаменяемы.
Диагностика
При первых симптомах проявления детонации, в первую очередь нужно обратить внимание на качество бензина. Залить в бак контрафактную продукцию на брендовых АЗС практически невозможно. В противном случае придётся слить весь бензин. Если это не поможет, то налицо признаки неисправности контроллера. Диагностировать устройство можно следующим образом:
- поворотом рычага мультиметра в режим вольтметра, устанавливают зону измерения в пределах 200 мВ;
- зажимы прибора устанавливают на контактах «А» и «С» контроллера (смотри верхнюю схему);
- постукивая металлическим предметом (отвёрткой или пассатижами) по корпусу датчика, фиксируют показания вольтметра;
- если напряжение будет увеличиваться, то прибор исправен и причину взрывных процессов нужно искать в другом;
- отсутствие изменений показаний мультиметра будет означать, что измеритель пришёл в негодное состояние и требуется его замена.
Замена контроллера
Если в процессе диагностики выяснилась поломка устройства, то устанавливают новый прибор.
Инструкция по замене датчика детонации:
- Поднимают капот, после нажатия на рычаг под торпедой в салоне.
- Снимают минусовую клемму с аккумулятора.
- Грани болта протирают ветошью.
- Снимают фишку кабеля с контактного разъёма контроллера.
- Рожковым ключом на 13 отворачивают болт крепления и снимают устройство.
- Выполняя действия в обратном порядке, устанавливают новый измеритель.
Датчик довольно сложное устройство и изготавливается на высокотехнологичном оборудовании. Приобретать новые контроллеры нужно только от брендовых производителей.