Датчик всасываемого воздуха или ДТВВ — один из десятка датчиков, с помощью которых блок управления двигателем (ЭБУД) управляет работой основных подсистем мотора. Эта статья расскажет о том зачем он нужен, где расположен, как работает и о том, как самостоятельно определить его исправность.
Назначение и расположение
Необходимость в ДТВВ обусловлена тем, что холодный и горячий воздух отличаются плотностью, а следовательно и содержанием кислорода. Из-за этого явления требуется корректировать работу системы питания для приготовления оптимальной топливо-воздушной смеси.
Этот прибор устанавливается, в зависимости от модели двигателя, в одном из 3 компонентов системы питания:
- корпус воздушного фильтра;
- шланг, соединяющий воздушный фильтр и дроссельный узел;
- впускной коллектор или ресивер.
Устройство и принцип действия
Основной компонент ДТВВ – терморезистор или термистор. Его сопротивление меняется в зависимости от температуры.
Работает этот компонент системы управления двигателем следующим образом. При включении зажигания на колодку датчика от ЭБУД подается сигнал напряжением 5 вольт. При прохождении через датчик, напряжение сигнала изменяется в зависимости от сопротивления. Эту разницу между входным и выходным уровнем сигнала фиксирует ЭБУД и, в соответствии с программой, изменяет время впрыска топлива в цилиндр.
Признаки неисправности
Неправильно работающий или вышедший из строя датчик проявляет себя следующим образом:
- неустойчивый холостой ход (плавают обороты);
- увеличенный расход топлива;
- снижение приемистости мотора;
- проблемы с пуском двигателя при минусовых температурах;
- на комбинации приборов горит контрольная лампа Check Engine;
- при считывании ошибок из оперативной памяти ЭБУД отображаются коды Р0112 и Р0113.
Причины неисправности
Причин, из-за которых блок управления двигателем получает неправильную информацию от датчика температуры всасываемого воздуха 5:
- загрязнение рабочей поверхности;
- поврежден терморезистор;
- окисление контактов устройства, ЭБУД;
- обрыв соединительных проводов;
- короткое замыкание на «массу» из-за повреждения изоляции соединительных проводов;
- неисправен ДТВВ или ЭБУД.
Диагностика и устранение неисправности
Требуемый инструмент:
- мультиметр;
- термометр;
- фен.
Порядок действий следующий:
- Открыть капот и отсоединить колодку проводов от датчика.
- Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения.
- Включить зажигание.
- Приложить щупы мультиметра к контактам колодки. Напряжение должно быть 5 ± 0,2 В. Если оно ниже 4,8 В, то в цепи есть замыкание на «массу».
- Выключить зажигание и снять ДТВВ с автомобиля. Оставить его помещении на 20-30 минут для выравнивания температур датчика и окружающего воздуха.
- Переключить мультиметр в режим омметра. Измерить температуру в помещении термометром.
- Приложить щупы к контактам датчика и записать показания.
- Нагреть ДТВВ феном и измерить сопротивление. Температуру при измерении можно считать равной 70ºС.
- Сравнить полученные данные с диагностической таблицей. Последнюю можно найти в инструкции по ремонту и эксплуатации. Ниже, в качестве примера, приведена таблица для Chevrolet Lacetti с моторами F14D3 и F16D3.
Если температура, определенная по диагностической таблице,отличается от реальной на 10-15 градусов, то можно попробовать очистить рабочую поверхность и контакты от загрязнений и окисления с помощью очистителя карбюратора, спирта, растворителя и зубной щетки. Это повысит чувствительность датчика, уменьшит сопротивление в цепи и улучшит работу двигателя.
Если значения сильно отличаются, то нужно заменить датчик или впаять новый, подходящий по характеристикам, термистор или терморезистор.
Итог
Подводя итог, можно сказать, что датчик температуры всасываемого воздуха – небольшой, но важный элемент в системе управления двигателем, влияющий на устойчивость холостого хода и приемистость мотора. Его диагностика и замена – несложная процедура, с которой справится бывалый автолюбитель.