Легендарный советский и Российский автомобиль ВАЗ-2109 имеет ряд недоработок. Одной из которых является терморегулятор. Термостат ВАЗ-2109 карбюраторного типа, является не разборным, такая же модель, но меньшего размера установлена и на инжекторных двигателях этой модели. В статье приведена информация о конструкции, принципе работы, проверки и замены термостата ВАЗ-2109.
Конструкция и принцип работы
Термостат ВАЗ-2109, представляет собой металлическую или бронзовую колбу, с четырьмя патрубками и клапаном внутри. Данная модель является двух клапанной. Находится он под капотом, с левой стороны двигателя. Верхний патрубок соединяется с двигателем, средний с помпой, нижний, большого диаметра с радиатором. Самый тонкий патрубок соединяется длинным узким шлангом с расширительным бочком.
Работает этот узел по следующему принципу:
- После старта двигателя жидкость циркулирует по узкому кругу, так как термостат открывает только впускной клапан.
- По достижении температуры в 87 градусов, впускной клапан закрывается, открывается основной.
- Жидкость начинает циркулировать по полной системе, вместе с радиатором.
Таким образом, термостат является одной из основных частей охлаждения двигателя.
Неисправности
Неисправный термостат становиться причиной плохого прогрева или перегрева двигателя. Причины следующие:
- Недостаточный или долгий прогрев, является причиной открытия основного клапана, до достижения антифризом температуры в 80–90 градусов. Причина кроется в образовании накипи в посадочном седле или в потере жесткости клапанной пружины.
- Перегрев возникает из-за того, что основной клапан не открывается, антифриз закипает, так как нет взаимодействия с жидкостью из радиатора. Причина в залипании основного клапана в седле. Часто это возникает после долгого простоя автомобиля.
Проверка
Существует 2 способа проверки термостата ВАЗ-2109. Первый можно осуществить без снятия детали с места установки. Для этого необходимо:
- Запустить двигатель и контролировать его нагрев по датчику на приборной панели.
- По достижении 80–90 градусов проверить нижний патрубок радиатора.
- Если патрубок нагрелся, термостат в рабочем состоянии, если нет, то требуется его замена.
Второй способ проверки предполагает снятие детали с автомобиля. Далее необходимо:
- Поместить деталь в емкость с водой.
- Емкость установить на печь и дать ей нагреться.
- При помощи термометра контролировать повышение температуры.
- При достижении 87–90 градусов клапан должен открыться.
- После необходимо вынуть деталь и дать ей остыть.
- Клапан после остывания должен закрыться.
Если открытия или закрытия не произошло, деталь необходимо заменить.
Замена
Замена термостата ВАЗ-2109 осуществляется очень просто. Для этого необходимо:
- Дать двигателю полностью остыть.
- Слить антифриз через сливное окно в нижней части радиатора.
- При помощи отвертки ослабить все 4 хомута, удерживающих патрубки.
- Вынуть терморегулятор.
- Установить новую деталь, закрепив все 4 хомута и долив охлаждающую жидкость в радиатор.
После доливки жидкости необходимо завести двигатель не закрывая крышку расширительного бочка. Таким образом весь воздух сможет покинуть систему охлаждения.
На рынке существует множество видов термостатов. Самым подходящим для ВАЗ-2109 является терморегулятор от 2110 с двигателем на 8 клапанов. Он немногим меньше родного «девяточного», его можно разбирать и осуществлять замену только клапанного механизма. Какие-либо доработки или исправления этот узел не потребует. Термостат от ВАЗ-2110 более надежен и практичен. После его установки салон автомобиля нагревается быстрее, и общих прогрев двигателя осуществляется за более короткий срок.
Заключение
На данный момент Российские производители не выпускают термостаты на отечественные автомобили. Все запчасти этой серии в основном переупакованы и имеют не лучшее качество. Оригинальные отечественные модели маркируется артикулом 2108–1306010. Они производятся в латунном корпусе, что позволяет не реагировать на окисление.
Важно! Эксплуатировать автомобиль с пустым или неисправным термостатом не рекомендуется, так как закипание жидкость может привести к порче радиатора, патрубков и прокладок головки цилиндров.