Двигатель автомобиля ВАЗ-2115 работает в оптимальном режиме лишь при определенной температуре. И если холод не оказывает критического воздействия на силовой агрегат, то перегрев, как правило, приводит к его повреждению и выходу из строя. Для поддержания оптимального температурного режима предназначена система охлаждения. Термостат — ее необходимая составная часть. В статье пойдет речь о термостате для ВАЗ-2115, проверке его работоспособности и замене неисправного элемента.
Для справки. Автомобили ВАЗ-2115 с 2007 года оснащаются инжекторным 4-цилиндровым 8-клапанным двигателем. Мощность силового агрегата — 80.9 л.с., объем — 1596 куб.см.
Принцип работы и устройство термостата
Термостат автомобиля помогает регулировать температуру жидкости, залитой в систему охлаждения. Пока охладитель (вода или антифриз) имеет низкую температуру, например, во время запуска двигателя, он циркулирует по малому кругу охлаждающей системы, минуя радиатор.
При повышении температуры жидкости до 90–95°C устройство открывает термостатный клапан, из-за чего вода или антифриз начинают течь по большому циркуляционному кругу. Теперь в процесс охлаждения включается радиатор и нагнетающий на него воздух вентилятор.
При снижении температуры идет обратный процесс: клапан перекрывает большой циркуляционный круг. А температура жидкости повышается до оптимальных значений.
Основная часть устройства — это цилиндр с находящимся в нем кристаллическим воском (церезином). Температура плавления этого материала составляет 65–88°C. При ее достижении воск начинает расширяться и давить на подпружиненные тарелки клапана посредством штока. Таким образом клапан открывается, давая жидкости путь к радиатору. При остывании воск затвердевает и сжимается, а тарелки становятся на место.
Место установки термостата на ВАЗ-2115
Термостат ВАЗ-2115 находится между двигателем и радиатором, под корпусом воздушного фильтра. На ранних, карбюраторных моделях, корпус фильтра не мешал доступу к терморегулирующему устройству. Не так, как сейчас на инжекторных двигателях с 8 клапанами.
Но несмотря на это, найти прибор под капотом несложно. В «пятнашке» он присоединен к верхней части двигателя, с левой, по ходу движения, стороны. Слева от него находится аккумулятор.
Кроме того, где располагается термостат, легко понять по присоединенным к нему широким шлангам, один из которых идет от верхнего патрубка радиатора.
Проверка термостата
Проверка работоспособности термостата ВАЗ-2115 проводится в случае подозрений на его неисправность. На это могут указывать:
- медленный прогрев двигателя;
- продолжение нагрева охлаждающей жидкости после достижения 95 °C;
- резкое падение температуры при переходе мотора с холостых на рабочие обороты.
Существует три способа как проверить термостат ВАЗ-2115. Все можно сделать самостоятельно, без обращения в сервис.
Способ 1
Для проверки исправности этим способом необходимо:
- Запустить двигатель.
- Дать поработать около 10 минут, дождавшись полного прогрева.
- Рукой, на ощупь, проверить температуру верхнего и нижнего патрубков радиатора:
- если термостат исправен, оба патрубка будут горячими;
- в случае неисправности устройства, патрубки, идущие к радиатору, останутся холодными, так как антифриз продолжит циркулировать по малому кругу.
Такой способ проверки прост и эффективен, но нужно соблюдать осторожность, чтобы не обжечься.
К сведению. Иногда восстановить работоспособность помогает постукивание по корпусу терморегулирующего элемента.
Способ 2
Проверка напоминает первый вариант. Но в этом случае основное внимание уделяется времени прогрева двигателя ВАЗ-2115. Порядок действий следующий:
- Завести машину.
- Не дожидаясь прогрева прикоснуться к патрубкам:
- при исправном термостате патрубки останутся холодными, пока двигатель не прогреется до 90–95 °С;
- при неисправном — нижний и верхний патрубки будут нагреваться постепенно сразу после запуска двигателя.
Важно! Когда жидкость постоянно циркулирует по большому кругу, можно ехать, не переживая за последствия. Но при закрытом, не сработавшем клапане, движение запрещено, так как произойдет перегрев двигателя. Если ситуация безвыходная, можно просто удалить деталь с помощью отвертки.
Способ 3
Этот способ требует демонтажа прибора поддержки температуры. Алгоритм действий:
- Подготовить автомобиль ВАЗ-2115 к снятию термостата: если машина работала, заглушить мотор и дождаться, пока двигатель остынет.
- Снять термостат (о том, как производится демонтаж этого оборудования будет рассказано ниже).
- Поместить устройство в емкость с водой и нагреть, пока не начнется кипение.
У исправного устройства клапан при нагревании откроется. У неисправного — нет.
Замена термостата автомобиля ВАЗ-2115
В случае, когда неисправность установлена, необходимо заменить отработавшую свое деталь. О том, как поменять термостат на ВАЗ-2115, инжектор 8 клапанов, речь пойдет ниже.
Кроме нового термостата в сборе, необходимо будет приобрести расходные материалы:
- набор ремонтных прокладок (уплотнительных колец);
- антифриз;
- термостойкий герметик.
Перед тем как будет проведена замена термостата нужно приготовить инструменты, которые понадобятся во время проведения работ:
- торцевые или рожково-накидные ключи на 12 и на 13;
- набор отверток;
- емкость для сливаемого антифриза, вместимостью не менее 7 л.
Замена вышедшего из строя оборудования включает в себя:
- Подготовку автомобиля к проведению ремонта: машина устанавливается на ровную поверхность, активируется стояночный тормоз. Работы начинаются после полного остывания мотора.
- Для демонтажа неисправного термостата необходимо:
- открыть расширительный бачок, открутив крышку с горловины;
- слить антифриз через кран радиатора (для этого и нужна была 7-литровая емкость);
- снять корпус воздушного фильтра;
- с помощью отвертки ослабить хомуты на патрубках радиатора и отсоединить шланги;
- выкрутить 4 болта крепления термостата и снять его вместе с кольцом уплотнения.
После снятия старой запчасти, начинаем установку новой. Работа по монтажу нового термостата заключается в следующем:
- Контур по всему периметру смазывается термостойким герметиком.
- Устанавливается уплотнительное кольцо.
- Накладывается новая прокладка.
- С помощью болтов новый корпус термостата крепится к двигателю.
- Подсоединяются шланги.
- Затягиваются хомуты.
- Сливной кран радиатора закрывается.
- Заливается охлаждающая жидкость.
После окончания процедуры замены нужно проверить работоспособность системы охлаждения и отсутствие протечек. Для этого машина заводится и прогревается до максимальных значений, которые позволят включиться большому кругу охлаждения. Все патрубки-шланги должны стать горячими. Для полной уверенности в правильной работе термостата и герметичности системы можно включить печку.
Чтобы замена терморегулирующего элемента не стала рутиной, нужно приобретать качественные экземпляры. Коротко об этом.
Какой термостат выбрать
О том, какой термостат лучше, у автомобилистов нет единого мнения. Но опыт использования разных устройств позволяет сделать несколько выводов:
- Качественные отечественные модели термостатов для ВАЗ-2115 способны работать на протяжении 80-100 тысяч км пробега.
- Иностранные бренды гарантируют работу, пока автомобиль не проедет 120 000 км и больше.
- Не рекомендуется приобретать оборудование китайского производства.
На отечественном рынке представлены следующие модели термостатов для ВАЗ-2115, которые продаются по представленным ниже ценам:
- российский PEKAR, стоимостью 530 рублей;
- французский VERNET, за 670 рублей;
- американский GATES, по цене 525 рублей;
- отечественный ЭЛЕКТОН — 515 рублей;
- луганский LUZAR — 1 000 рублей;
- вазовский АвтоВАЗ — 850 рублей.
Этот перечень не исчерпывающий. Есть еще ряд моделей, которые достаточно неплохо зарекомендовали себя. О том, где выбрать и термостат лучше поставить на ВАЗ-2115, нужно решать, исходя из имеющихся финансов, отзывов знакомых и мнения профессионалов, которые щедро представлены в интернете.