Тольяттинский автогигант ровно 20 лет выпускал первое переднеприводное семейство VAZ (Sputnik и Samara). За эти годы автомобили слегка эволюционировали. Например, на смену карбюратору пришёл инжектор, а также изменилась система зажигания. На первом и втором поколении автомобиля, ещё без ЭБУ, устанавливался датчик холла, который владельцам ВАЗ потрепал немало нервов. Далее расскажем, где располагается датчик холла, какие признаки говорят о его неисправности, а также, как его проверить и заменить.
Принцип работы
Датчик холла на линейке ВАЗ — это своего рода сенсор, определяющий момент образования искры на бесконтактном зажигании. На валу трамблёра установлен экран, который оборудован 4-мя зубцами. В момент вращения экрана электромагнитный элемент датчика считывает импульсы с зубцов и отправляет сигнал на коммутатор. С него импульсный ток поступает на катушку, а с катушки выходит усиленное напряжение на свечи 22–25 кВ (ток высокого напряжения).
Признаки и причины неисправности
С годами эксплуатации ВАЗ 2108–2109 датчик холла изнашивается. Как следствие, двигатель автомобиля начинает работать разбалансировано или вообще отказывается запускаться. Понять, что проблема именно в зажигании — не просто. Здесь нередко ошибаются даже специалисты сервисных мастерских.
Многие водители самостоятельно начинают искать причину и менять запчасти методом «тыка и подбора». Покупают, свечи, в/в провода, топливные фильтра, катушки, коммутаторы и прочее. И только после установки нового ДХ всё нормализуется. Большинство владельцев ВАЗ 2109, изрядно намучавшись с датчиком холла, открыто делятся признаками его неисправности:
- Мотор капризничает при запуске или вообще отказывается заводиться.
- Появляются провалы и плавающие обороты на холостом ходу.
- При движении может появляться сильная детонация.
- Иногда мотор глохнет на ходу.
Наиболее часто причиной неполадок является окисление контактов в колодке питания. Можно пошевелить штекер и автомобиль станет работать заметно лучше. Также проблемы возникают в следствии ослабления крепёжных винтов датчика в трамблёре. Достаточно их подтянуть. Иногда причины поломки связаны с коротким замыканием внутри самого ДХ.
Где установлен
Датчик холла размещён внутри распределителя зажигания (трамблёра). Магнитный элемент закреплён на опорной пластине, под пыльником бегунка, двумя винтами. От него отходят 3 провода: красный, зелёный и чёрный (плюсовой, импульсный, минусовой) и соединяются с колодкой, которая на выходе из корпуса трамблёра закреплена на 1 винт. Цоколёвка (распиновка) проводов именно в таком порядке.
Какой выбрать
Независимые эксперты и специалисты сервисных мастерских советуют покупать для ВАЗ 2109 оригинальный датчик холла. Вот заводской номер: 21080-3706800-00. Если у продавца нет в наличии оригинала или долго ждать заказ через интернет, тогда можно приобрести аналог.
Таблица 1. Цены и номера датчика холла ВАЗ 2108–21099
Производитель | Номер | Стоимость в руб. |
---|---|---|
LADA | 21080-3706800-00 | 590 |
АВТОВАЗ | 21080370680082 | 240 |
GALLANT | GLSS133 | 230 |
АВТОЭЛЕКТРОНИКА | 21080370680000 | 195 |
АВТОВАЗ | 21080370680001 | 190 |
РЕМКОМ | RK02008 | 150 |
Источники: exist.ru, autopiter.ru
У заводской продукции могут быть разные окончания в номерах, например, 1, 2, 3 и так далее. Это не подделка. Просто перед вами изделие, выпущенное на смежном предприятии тольяттинского автогиганта.
Как проверить
Новый или б/у датчика холла для ВАЗ 2108-2109 можно проверить. Наиболее распространёнными являются 3 способа: подключение другого ДХ, диагностика мультиметром и метод имитации.
- Для наиболее простого способа вам понадобится новый или б/у ДХ. Отключите колодку питания от датчика на трамблёре и подключите её к отдельному ДХ. Выньте центральный провод из крышки распределителя зажигания и положите его на массу, чтобы видеть искру. Включите зажигание. Ножиком или тонкой отвёрткой водите из стороны в сторону внутри магнитного элемента, имитируя работу экрана. Если искра есть, то ДХ исправен, а если нет, то дефектный.
- Для этого способа понадобится мультиметр, который необходимо перевести в вольтметр. Если проводить диагностику вне автомобиля, то потребуется источник питания. Это может быть мотоциклетный аккумулятор 6 В, батарейка крона 9 В, или лабораторный прибор, на котором можно сделать низкое напряжение 4–9 В, чтобы не испортить ДХ. На выходе у датчика 3 контакта. Они расположены в такой последовательности: + / 0 / − (плюсовой, импульсный и минусовой). Подключаем плюс и минус от источника питания. Возьмите минусовой щуп мультиметра и закрепите его на массе. В центральный выход «0» вставьте плюсовой щуп тестера. Если внутри датчика проводить из стороны в сторону отвёрткой или ножиком, имитируя работу экрана, то напряжение на табло тестера должно меняться от 0.4 В до 11 В. Если так, то значит ДХ рабочий.
- Есть ещё один способ, как проверить датчик холла на ВАЗ 2109 (карбюратор), но без мультиметра. Называется метод — имитацией. Применяется в случае отсутствия другого ДХ. Процесс выглядит так: отсоедините колодку питания от датчика. Затем снимите центральный высоковольтный провод с трамблёра и поместите его на массу двигателя, чтобы видеть искру. Далее необходимо на коммутаторе замкнуть перемычкой выводы «3» и «6» и смотреть за искрой. Если она проскакивает, то неисправен датчик, а если её нет, то проблема в другом (провода, коммутатор и прочее).
Замена
Для самостоятельного ремонта необходимо подготовиться. Рекомендуется воспользоваться хорошо освещённым гаражом, а для демонтажа деталей потребуется простой набор инструментов: маркер, ключ 10 мм, крестовая и плоская отвёртки. Нами будет рассмотрен пример замены датчика холла на ВАЗ 2109 с демонтажем трамблёра. Пошаговый процесс выглядит следующим образом:
- Зафиксируйте автомобиль на передаче или ручном тормозе.
- Отключите минусовую клемму на аккумуляторе.
- Отсоедините высоковольтные провода, пометив маркером, где какой стоял.
- Снимите шланг вакуумного регулятора.
- Отключите от датчика холла колодку питания.
- Открутите верхнюю гайку крепления трамблёра и кронштейна проводов.
- Открутите нижнюю и заднюю гайки крепления.
- Сделайте маркером отметку места расположения распределителя, чтобы установить его обратно без лишних смещений и не выставлять момент зажигания.
- Сдвиньте трамблёр вправо по шпилькам.
- Отнесите его на хорошо освещённый верстак.
- Открутите винты крышки распределителя зажигания и снимите её.
- Извлеките бегунок и пластиковый пыльник.
- Открутите винт штекера.
- Выкрутите винты опорной пластины.
- Демонтируйте вакуумный корректор (2 винта).
- Достаньте колодку и провода.
- Выньте опорную пластину с датчиком.
- Открутите два крепёжных винта на ДХ и снимите его.
- Установите новый датчик.
- Соберите всё в обратной хронологии.
В процессе разборки трамблёра рекомендуется почистить его от грязи, используя: очиститель инжектора, бензин или ацетон. Удобнее всего мыть детали узкой малярной кистью. Очень внимательно осмотрите крышку распределителя зажигания. На её корпусе не должно быть трещин, а контакты и уголёк пребывать в хорошем состоянии.
Заключение
Датчик холла на ВАЗ 2108–2109, в большинстве случаев, неремонтируемый прибор. Поэтому его проще заменить сразу, не выясняя причину поломки. Тем более стоимость нового ДХ доступна любому автовладельцу. Детонации, подёргивания и провалы, это признаки поломки датчика. Не надо сразу бежать в магазин за свечами и проводами. Сначала проверьте ДХ методом имитации или мультиметром.