Колодки — это одна из составляющих тормозной системы автомобиля, работа которых заключается в замедлении или полной остановке автомобиля с помощью трения.
Водитель, нажимая на педаль тормоза, создает давление тормозной жидкости в контурных трубках, которые подключены к суппортам. Суппорты преобразуют давление жидкости в механическое движение путем сдавливания тормозных колодок, между которыми вращается диск.
Колодки работают в условиях сильного сдавливания, серьезной силы трения, резкого изменения температурного режима и продолжительной работы с высокой температурой.
Данные элементы тормозной системы подвержены естественному износу фрикционного элемента — феродо. На скорость износа влияет стиль вождения, масса автомобиля, а так же исправно или неисправно работающая тормозная система.
Варианты контроля износа колодок
К первому варианту контроля степени износа колодок, применяемому десятилетиями, относится визуальный осмотр. Это простой вид диагностики, который позволяет безошибочно определить степень износа тормозной системы, выявить механические повреждения, необходимость ее обслуживания, запотевание или течь тормозной жидкости.
Данный вид осмотра удобно выполнять с применением автоподъемника, смотровой канавы, эстакады или поочередно снимая каждое колесо.
Ко второму варианту относится контроль с помощью датчиков износа. В зависимости от типа датчика, водитель узнает о необходимости замены тормозных колодок посредством звукового эффекта или из-за загоревшегося индикатора на приборной панели.
Последствия чрезмерного износа колодок
Заводом изготовителем рекомендуется замена тормозных колодок, остаточная толщина феродо которых ровняется 1.5–2 мм.
В случае несвоевременной замены возможны следующие негативные последствия:
- быстрый перегрев колодок, из-за малой толщины, и разрушение (расслаивание) фрикционного материала;
- при отсутствии феродо и трении основания колодки о диск (металл об металл), возможен перегрев, деформация и разрушение дисков;
- последствием перегрева тормозной системы может быть нарушение работы тормозных суппортов либо их заклинивание.
Своевременная замена колодок избавит автовладельцев от дальнейших негативных последствий, например: перегрева тормозной системы, замены дисков, ремонта и разработки суппортов.
Виды датчиков и принцип их действия
Механические
Механический вид датчика износа тормозных колодок представляет собой металлическую пластину, закрепленную на основании колодки, и применим исключительно на дисковых тормозных системах.
Механический датчик износа работает по принципу трения о тормозной диск. Его высота над основанием колодки ровняется минимально допустимой толщине феродо. При этом, когда износ достигает допустимого значения, металлическая пластина во время торможения прикасается к тормозному диску и издает своеобразный звук, похожий на писк.
Преимущества механических датчиков
- простота конструкции;
- гарантированное срабатывание при определенной степени износа колодок.
Недостатки
- открепление пластины вследствие механического воздействия (после ударов во время обслуживания и ремонта автомобиля, при попадании камней во время движения);
- при попадании большого количества пыли на поверхность дисков и торможении возникает звук, похожий на срабатывание датчиков.
Электронные
Бывают наружные датчики и встроенные.
Наружные датчики крепятся двумя способами:
- установлены в специальное отверстие в основании колодки на высоту, равную минимально допустимой толщине фрикционного элемента;
- установлены на основание колодки в выемку феродо. Высота датчика так же ровняется минимальному допуску износа фрикционного материала.
Встроенные датчики устроены следующим образом: в фрикционный материал встроен контакт из мягкого металла, который имеет пластиковый корпус. Высота расположения контакта ровняется минимально допустимой толщине феродо, а его мягкий металл не повредит диск во время трения.
Принцип работы электронных датчиков заключается в замыкании цепи. Когда колодка имеет износ определенной степени, тормозной диск начинает касаться контакта, тем самым замыкая электрическую цепь.
При замыкании на приборной панели загорается индикатор, который информирует водителя об износе тормозных элементов и о необходимости их замены.
Индикатор горит постоянно до тех пор, пока колодки не будут заменены.
Преимущества
- более совершенная конструкция для современных автомобилей;
- для выявления износа элементов тормозной системы не требуется наружный осмотр с частичной разборкой ходовой части или с использованием смотровой канавы;
- при касании электронных датчиков о тормозной диск возникает характерный звук. Это значит, что при неисправности проводки (повреждении или разрыве), водитель все равно будет оповещен об износе тормозных элементов.
Недостатки
- возможность механического повреждения;
- электропроводка и подключения датчиков подвержены попаданию влаги.
Неисправности, диагностика и ремонт
Зная, как работает датчик износа тормозных колодок (механический или электронный), довольно просто выполнить диагностику.
К причинам неисправности механических датчиков можно отнести лишь их повреждение, вследствие которого датчик деформируется или открепляется от основания колодок.
Возможные причины выхода из строя электронных датчиков:
- нарушение целостности электропроводки.
В ходе эксплуатации автомобиля и его периодического обслуживания возможно случайное механическое повреждение проводки или попадание каких-либо предметов с дорожного покрытия. Эти факторы способны вывести из строя систему контроля износа колодок.
Вариантом решения данной проблемы является проверка проводов мультиметром, выявление поврежденного участка, его ремонт или замена.
- попадание влаги на места подключения проводки и их окисление.
Значительную часть времени в Москве дождливая и сырая погода. Это способствует постоянному попаданию большого количества влаги на ходовую часть автомобиля, в том числе на тормозную систему. В местах подключения электропроводки влага, оголенный металл и напряжение в проводах вступают в химическую реакцию, что приводит к появлению твердого окислительного слоя. Вследствие этого подключение становится ненадежным и нерабочим.
Для устранения данной проблемы в первую очередь необходимо проверить проводку мультиметром. Если она в порядке, следует отсоединить контакты, зачистить и выполнить повторное подключение.
- смачивание фрикционного материала и ложное срабатывание системы.
Для устранения данной проблемы необходимо удалить влагу из трущихся поверхностей и фрикционного материала с помощью неоднократного их нагревания. Нагревание происходит во время торможения.
Однако следует быть внимательным. Торможение будет достаточно эффективным лишь при полном испарении влаги.