Датчик массового расхода воздуха ДМРВ

Современные двигатели внутреннего сгорания, оснащенные системой распределенного и непосредственного впрыска топлива, управляются электронным «мозгом». Процессор требует информации от множества датчиков состояния топливно-воздушной смеси. Формирование горючей среды в цилиндрах старых карбюраторных моторов регулировалось механически, и оставалось фиксированным даже при различных условиях эксплуатации, включая температуру и качество топлива. Это приводило к нерациональному использованию бензина и неэффективной работе двигателя.

Современные электронные блоки управления отслеживают малейшие изменения в условиях работы. Для полноты картины требуются системы мониторинга, в том числе датчик воздушного потока. Правильное название прибора – ДМРВ (датчик массового расхода топлива).

Что такое ДМРВ

Русскоязычная аббревиатура представляет собой расширенный перевод англоязычного Mass Air Flow, то есть MAF. Датчик массового расхода воздуха устанавливается на любой современный автомобиль, будь то бензиновый ВАЗ или дизельный Mercedes. Для чего нужен ДМРВ? Он передает в электронный блок управления двигателем информацию о потоке воздуха, необходимого для формирования топливной смеси. Учитывается объем, давление, температура и даже насыщенность кислородом. От этих данных зависит интенсивность подачи топлива в цилиндры в зависимости от условий работы ДВС.

Ранние модели датчика расхода воздуха работали по принципу флюгера: лепесток, соединенный с переменным резистором, отклонялся от нулевого положения и показывал лишь интенсивность потока. Даже такая примитивная схема давала возможность правильно дозировать бензин или дизельное топливо.

Современное устройство ДМРВ на порядок сложнее, и содержит множество электронных измерительных компонентов.

структура дмрв

  • Основа конструкции – геометрически выверенная камера (как правило, цилиндрической формы) с защитными сетками на входе и выходе. Сечение тарированное, для точного вычисления параметров потока. В случае механической поломки корпуса, показания будут искажены.
  • В корпус помещается измерительный канал, в котором может находиться несколько точных датчиков.
  • Прецизионный резистор необходим для создания нулевой точки отсчета измерений.
  • Термо-компенсационный резистор показывает разницу в сопротивлении при изменении интенсивности потока (принцип его работы – изменение сопротивления при перепаде температуры).
  • Проволочный измерительный элемент может быть многофункциональным: измерять температуру и содержание кислорода.
  • Для оптимизации работы может применяться нагревательный элемент, если температура наружного воздуха искажает данные расходомера.
  • Печатная плата представляет собой процессор, формирующий показания в заданном формате, он также служит детектором неисправности ДМРВ.

В любом автомобиле датчик стоит на входе во впускной коллектор, после камеры воздушного фильтра.

дмрв в месте установки

Подключение, питание и проверка ДМРВ при старте силовой установки, производится с помощью мультипроводной шины, соединенной с ЭБУ.

Эксплуатация и ремонт датчика расхода наружного воздуха

Несмотря на то, что проверка ДМРВ автоматически проводится системами контроля машины, полноценная диагностика требует подключения специализированного прибора. Для этого применяется автомобильный тестер ошибок OBD-II. Расшифровка кодов дает точное представление о проблеме.

В качестве примера посмотрим на признаки неисправности ДМРВ при тестировании автомобилей ВАЗ:

по анализ работы автомобиля

Проверка датчика массового расхода воздуха основана на расшифровке всех параметров, включая и те, которые получает ЭБУ при работе мотора. Данные показывают работоспособность модулей датчика, которые не диагностируются встроенными системами контроля. Если он неисправен и работает с искажениями, то ЭБУ может не заметить проблему.

Если у вас нет возможности обратиться в сервис, можно проверить ДМРВ самостоятельно, обычным мультиметром. Главное, чтобы погрешность измерений позволяла видеть разницу в десятых долях вольта, в пределах 1-2 В.

Как проверить исправность ДМРВ в гаражных условиях? Необходимо найти схему распиновки контактной колодки (для автомобилей ВАЗ это не проблема). Подключаем щупы прибора к «массе» и сигнальному входу датчика. Включаем зажигание. На шкале должно появиться значение от 0,99 В до 1,02 В. Если показатели выше, налицо признаки неисправности датчика массового расхода воздуха. При значении 1,05 В и больше, прибор подлежит замене, восстановление нецелесообразно по трудозатратам.

анализ дмрв

Как проверить датчик массового расхода воздуха без прибора

Полноценной диагностики не получится, но в случае выхода из строя вы точно будете об этом знать.

  1. Внешний осмотр. Проверьте корпус: он не должен иметь трещин и вмятин. Если внутри есть влага или грязь – датчик не будет работать корректно.
  2. Проверка разъема и жгута проводов. Окисленные контакты или обрыв кабеля – возможные причины неисправности.
  3. Осмотр собственно измерительных элементов: проволочного измерителя, резисторов, пленочного датчика. Все должно быть целым, сухим и чистым.

что внутри дмрв

Элементы ДМРВ не подлежат ремонту, однако восстановление работоспособности можно произвести банальной очисткой сжатым воздухом, или с помощью специальных аэрозольных очистителей.

Симптомы неисправности, примитивный тест

Если на вашем автомобиле немотивированно вырос расход топлива, теряется мощность и обороты отличаются от привычных ощущений – можно начать с проверки методом отключения датчика.

  • выполните пробную поездку в различных режимах, постарайтесь запомнить ощущения от работы двигателя;
  • заглушите мотор, отсоедините разъем ДМРВ;
  • не дожидаясь остывания двигателя, повторите пробную поездку в том же режиме.

Если вы не почувствовали изменений (то есть мотор работает с отключенным датчиком так же точно), признаки неисправности налицо. Ремонт (за исключением очистки и восстановления контактов разъема) невозможен, придется устанавливать новый датчик.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector