Одновременно с появлением переднего привода на автомобилях ВАЗ, обновились и силовые установки. По крайней мере, были пересмотрены системы управления двигателем (ЭБУ). В этой связи, ДМРВ (датчики массового расхода воздуха) на автомобилях ВАЗ 2109 выпускаются в трех вариантах, производства немецкого концерна BOSCH:
- С последними цифрами в индексе 004, предназначен для ЭБУ Bosch M 1.5.4. Работоспособность этого датчика сильно влияет на характеристики мотора, поэтому при выходе из строя необходима срочная замена.
- С последними цифрами в индексе 037: совместим с ЭБУ BOSCH M 1.5.4 N, а также/ Январь серий 5.1, 5.1.1, 5.1.2. Достаточно надежный датчик расхода воздуха, однако у него есть заводские недостатки. Он не работает с двигателями, переделанными под ГБО, и крайне чувствителен к засорениям. Последний пункт касается любителей тюнинга: установка спортивных воздушных фильтров недопустима.
- С последними цифрами в индексе 116: разработан под новые версии моторов с ЭБУ BOSCH M 7.9.7 и Январь 7.2. Возможна работа с газовым оборудованием, но по-прежнему не терпит засорения.
Справка: называть эти устройства датчиками массового расхода воздуха немного некорректно, поскольку измерения касаются объема воздушной массы и содержания в ней кислорода. Однако аббревиатура ДМРВ уже закрепилась в сознании автолюбителей, и поэтому применяется всеми производителями.
Принцип работы датчика расхода воздуха на ВАЗ 2109
Все три варианта ДМРВ работают по принципу нагреваемой струны.
Проволока (как правило, из платины) нагревается, сопротивление в нагретом состоянии контролируется схемой ДМРВ. При прохождении через проволочную рамку потока воздуха, она охлаждается и сопротивление меняется. Процесс контролируется термокомпенсационным резистором. Для дополнительного нагрева требуется больший электроток, эта разница лежит в основе вычисления объема воздуха.
По сути, идет постоянное сравнение сопротивления проволоки с прецизионным резистором и обеспечивается нагрев проволоки до постоянной температуры.
Признаки неисправности ДМРВ
Аналогичные симптомы могут возникать и при других «заболеваниях» двигателя:
- внезапная потеря мощности;
- увеличение расхода топлива;
- качество запуска мотора зависит от его температуры;
- при резком нажатии на акселератор возможны «провалы» мощности;
- загорается и не гаснет «Check Engine».
Чтобы точно быть уверенным в неисправности расходомера, проведите простой экспресс тест. Выполните тестовую поездку, запоминая поведение автомобиля. Тут же, без временной паузы, отключите разъем от ДРМВ и выполните такую же поездку.
Сравните ощущения от езды:
- если поведение автомобиля не изменилось — датчик неисправен;
- если двигатель ведет себя хуже (с отключенным датчиком), скорее всего, ДМРВ не причем.
Самостоятельная проверка расходомера
Можно провести углубленное тестирование с помощью автосканера. Дорогой прибор покупать нет смысла, достаточно простого Bluetooth ELM детектора. Проверка покажет уровни напряжения на сигнальных контактах датчика, а также возможные ошибки по кодовой таблице OBD-II.
Если в вашем распоряжении нет даже такого прибора, воспользуйтесь мультиметром.
- для начала проверяются напряжения питания на отсоединенном разъеме кабеля, идущего от ЭБУ: напряжение питания при включенном зажигании должно быть ровно 12 В, напряжение на входе в ДМРВ ровно 5 В.
- затем разъем устанавливается на место, и проверяется уровень напряжения на сигнальном выходе датчика (снова при включенном зажигании): 0,9 В − 1,02 В нормально, 1,03 В − 1,05 В скоро потребуется замена, более 1,05 В — датчик неисправен.