Автомобиль Нива или ВАЗ-2121 — это одна из самых успешных разработок отечественных инженеров. Начав серийно выпускаться в 1977 году, машина пользовалась спросом не только в СССР, а затем в России, но и за рубежом. В некоторых странах даже созданы фан-клубы этой модели. Первые «Нивы» оснащались трехдверным кузовом и карбюраторным двигателем мощностью 80 л.с.
Они, практически без изменений в дизайне и технических характеристиках, сходили с конвейера до 1993 года. В 1994 году автолюбители увидели модифицированный кузов и 82.8-сильный двигатель. Машина получила название ВАЗ-21213 Нива. Затем появилась Нива ВАЗ-21214, на которую, начиная с 2002 года стали устанавливать инжекторные силовые агрегаты. В 2006 году название Нива официально прекратило свое существование. Машина, до 2021 года, называлась «LADA 4×4», а сейчас это «Lada Niva Legend».
С самого момента своего создания, и до сегодняшних дней, «Lada-Нива» отличалась крайней степенью надежности всех узлов и агрегатов. Недаром огромное количество этих автомобилей продолжают колесить по дорогам и бездорожью, несмотря на то, что сошли с конвейера несколько десятилетий назад. Но, что вполне естественно, чем старше машина, тем больше поломок. Вместе с трансмиссией, двигателем и кузовом, случаются выходы из строя контролирующих движение систем, к которым относится и система контроля скорости.
В статье разберем — в чем причины того, что не работает спидометр на Ниве, используя в качестве примера ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214, так как эти автомобили являются наиболее характерными и массовыми представителями семейства тольяттинских внедорожников. Но сначала коротко об устройстве самого спидометра и принципе его работы.
Спидометр
Основу конструкции спидометра составляют:
- датчик скорости;
- электронный блок управления;
- дисплей.
Датчик скорости получает косвенную информацию о скорости движения автомобиля, которая снимается с привода, размещенного в раздаточной коробке. Это характерно только для «Нивы». В других автомобилях шестеренчатый привод спидометра устанавливают на вторичный вал коробки или на привод переднего левого колеса.
Датчик, преобразуя частоту вращения привода в электрические импульсы (используя возникающий эффект Холла), передает их в электронный блок, который обрабатывает сигнал и направляет его к дисплею. Последний и показывает на своем экране, какова же, в настоящий момент, скорость автомобиля. Данные могут быть представлены в виде цифр или шкалы — на цифровых дисплеях, или обозначены движущейся стрелкой, указывающей на значения градуированной шкалы, — на аналоговых индикаторах.
К сведению. Электронный блок, получая и обрабатывая информацию, направляет ее не только на дисплей спидометра, но и к системе подачи топлива. Чем выше скорость, тем больше топлива будет поступать в двигатель. Интересным является и то, что в программу заложен алгоритм, препятствующий работе рулевого электроусилителя при неисправном датчике скорости.
Почему не работает спидометр
Может быть несколько причин того, что на Ниве вдруг перестал работать спидометр.
Перечислим основные:
- Возможно, неисправность возникла из-за поломки датчика скорости.
- Во-вторых, повредилась автомобильная проводка или нарушился контакт в электрической цепи.
- Третьей причиной, иногда, становится заклинивание стрелки спидометра в определенном положении.
- Проблема с электроникой блока управления — тоже бывает причиной неисправности спидометра.
- Неправильная установка частей системы контроля скорости после их замены или демонтажа.
Как устранить неисправность
Все зависит от причины, из-за которой спидометр перестал работать. Основные перечислены в предыдущем разделе. Но, если одни определить и устранить сравнительно просто, как, например, заметить заклинившую стрелку или порвавшийся тросик, то для определения других — необходимо обладать некоторой квалификацией и определенными знаниями.
Причина в датчике
В принципе — это одна из немногочисленных неисправностей спидометра, которую можно попытаться найти и исправить самостоятельно. Не считая заклинившей стрелки и порванного троса. Все остальные проблемы, в том числе с электронным блоком управления и цифровым дисплеем, лучше решать на специализированных станциях технического обслуживания.
Первым признаком отказа скоростного контроллера будет являться прекращение работы спидометра или его некорректные показания. Но, о том, что спидометр перестал работать из-за датчика скорости, можно определить и по другим признакам:
- Двигатель постоянно глохнет, работая на холостых оборотах. Это не зависит от того, стоит машина или катится.
- Автомобиль не может разогнаться из-за потери мощности.
- Резко выросли показатели расхода топлива на всех режимах движения.
Причина того, что неисправный датчик так влияет на работу двигателя, заключается в том, что он включен не только в схему работы спидометра, но и других систем.
Проверить работоспособность этого устройства можно с помощью вольтметра. Удобнее это сделать, если снять датчик. Но можно проверить его и на штатном месте, без демонтажа. В любом случае необходимо получить доступ к его контактам. На исправном датчике показания напряжения будут возрастать вместе с увеличением частоты вращения его оси.
К сведению. Вращение сердечнику датчика, не снятого с автомобиля, можно придать, прокручивая вывешенное ведущее колесо.
Прежде, чем проверять и менять датчик, который ломается достаточно редко, нужно убедиться в надежности контактов. Часто проблема кроется в их окислении или чрезмерном загрязнении, так как большинство автомобилей Нива эксплуатируются в экстремальных условиях. Обычно проблема с неработающим датчиком скорости решается после проверки каждого контакта, их очистки и смазки защитным составом.
Неисправность бортовой сети
Нередко, именно в этом и кроется причина того, что перестал работать спидометр. Ведь вся информация, в современных устройствах, передается посредством электрических проводов. В проводке автомобиля может произойти обрыв или замыкание. Обнаружить это позволяет мультиметр. Если есть навыки работы с этим устройством, можно попытаться самостоятельно найти и устранить неисправность.
Перед началом поиска обрыва, необходимо внимательно осмотреть провода, чтобы визуально обнаружить повреждения. После этого проверяется надежность затяжки клемм. Если все кажется целым, начинается поиск с помощью специального оборудования:
- Мультиметр устанавливается в режим прозвона.
- Щупы присоединяются к концам тестируемого участка.
- Если проводка целая — раздастся звуковой сигнал. Его отсутствие будет означать, что обрыв случился в проверяемом месте.
Для проверки на замыкание сети, мультиметр также устанавливают в режим прозвона. Перед началом работы провод отсоединяется от электрической цепи автомобиля. И, если в случае с обрывом, сигнал свидетельствовал о исправном состоянии кабелей, то звук мультиметра сейчас, покажет, где произошло замыкание.
Как правило, устранение проблем с проводкой и замена датчика скорости, решают вопрос с работоспособностью спидометра. Но, если этого не произошло, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Ведь управление автомобилем с неработающим контролем скорости не только вредит его техническому состоянию, но и представляет реальную опасность для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.