Датчик включения вентилятора автомобиля ВАЗ 2109

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2109 (ДВВ) является важнейшей деталью обеспечения безопасной эксплуатации двигателя. Во время долгого движения машины на пониженной передаче или стоянки с включённым двигателем, радиатор начинает не справляться со своей основной функцией. Сильно нагретая охлаждающая жидкость (ОЖ), передвигаясь внутри него, может закипеть. Чтобы этого не происходило, ДВВ включает электровентилятор (ЭВ), и температура в системе охлаждения приходит в норму.

Датчик включения вентилятора:

Датчик включения вентилятора

Устройство запчасти

Данный датчик устанавливается на автомобилях ВАЗ-2108, 2109 и 21099 с карбюратором. Деталь представляет собой латунный или бронзовый цилиндр с гаечной юбкой. В верхней его части находится пластиковый стакан, внутри которого расположены две клеммы. Одна входная (минус) и вторая выходная (плюс). ДВВ подсоединяется к разрыву минусового провода, ведущего к реле электровентилятора.

Под гайкой сделана резьба, которой вкручивают прибор в посадочное место на радиаторе. На резьбу надето уплотнительное алюминиевое или медное кольцо. Внизу корпуса находится биметаллическая пластина, упирающаяся в клемму донышка.

Внутреннее устройство датчика:

Внутреннее устройство датчика

Надо заметить, что после 2004 года при выпуске моделей ВАЗ-2108, 2109 и 21099 вместо карбюратора на двигатель стали устанавливать инжектор. Применение ДВВ перестало быть актуальным, так как «заниматься» вращением пропеллера стал электронный блок управления (ЭБУ).

Принцип работы

Критический порог нагрева охлаждающей жидкости работающего двигателя — это t = 99 °С. До достижения этой отметки биметаллическая пластина находится в согнутом состоянии, не касаясь только одного из двух контактов. При дальнейшем нагреве пластина разгибается, замыкая собой контакты датчика. Ток проходит через клеммы и срабатывает реле электромотора ЭВ. При остывании антифриза в большом контуре системы охлаждения двигателя, в датчике происходит обратный процесс. Биметалл размыкает контакты, и лопасти пропеллера перестают вращаться.

Где находится ДВВ

Найти датчик очень просто. Для этого нужно поднять капот и взглянуть на радиатор по ходу автомобиля. ДВВ находится в посадочном отверстии посередине правой колонки радиатора.

Где находится ДВВ ВАЗ-2109:

Где находится ДВВ ВАЗ-2109

Чем грозит поломка датчика включения вентилятора

При закипании антифриза происходит преждевременный износ клапанной группы мотора. При частых повторениях такого негативного явления, это приводит к полному выходу из строя двигателя. Когда раскаляется металл поршней (клапанов, коромысел), может нарушиться целостность их поверхности. В результате клапаны может заклинить и произойдет задир зеркал цилиндров, что приведёт к полному отказу мотора.

Причины перегрева двигателя

Перегрев мотора ВАЗ-2109 может произойти по следующим причинам:

  • утечка охлаждающей жидкости из системы охлаждения;
  • растяжение или разрыв ремня привода помпы;
  • поломка электромотора пропеллера;
  • обрыв проводов.

Если при тщательной проверке вышеуказанных пунктов нарушений не обнаружится, то нужно обратить внимание на датчик включения ЭВ.

Проверка работоспособности ДВВ

Способ, как проверить датчик включения вентилятора, довольно прост. Он состоит в том, что кабель электромотора отсоединяют от клемм ДВВ. Поворотом ключа включают зажигание, а провода кабеля замыкают между собой (это можно сделать обычной отвёрткой). Если лопасти стали вращаться, то дело в самом датчике. Он не подлежит ремонту и его меняют на новую деталь. В противном случае поломку нужно искать в кабеле или в электродвигателе ЭВ.

Вентилятор ВАЗ-2109:

Вентилятор ВАЗ-2109

Замена ДВВ

Чтобы установить новый датчик включения ЭВ, поступают следующим образом.

  1. Автомобиль загоняют на яму.
  2. С аккумулятора снимают минусовую клемму.
  3. Откручивают крышку расширительного бачка.
  4. Под двигатель подставляют какую-либо чистую ёмкость.
  5. Выкрутив болт из блока двигателя, сливают тосол в ёмкость.
  6. Снимают фишку кабеля с клемм ДВВ.
  7. Рожковым или накидным ключом на 19 выкручивают датчик.
  8. На его место устанавливают новое устройство.
  9. Колодку кабеля ЭВ закрепляют на клеммах нового датчика.
  10. Сняв крышку, тосол заливают в горловину радиатора, пока уровень антифриза в расширительном бачке не установится между отметками «min» и «max».
  11. Заводят двигатель и следят за стрелочным индикатором температуры охлаждающей жидкости. При подходе стрелки к красной зоне, должен включаться вентилятор.

При первом же перегреве двигателя ВАЗ-2109 надо прекратить поездку и дать остыть двигателю. Нужно не спеша доехать домой, следя по пути за стрелкой температуры охлаждающей жидкости. Если произошла поломка ДВВ, то снимают кабель электромотора вентилятора с датчика и замыкают напрямую его провода. Таким образом, можно вернуться в гараж, не давая закипеть антифризу.

Видео по теме

Хорошая реклама
 

Ссылка на основную публикацию