Двигатель автомобиля достаточно горячее устройство. Принцип его работы связан с детонацией топливной смеси, которая загораясь, расширяется и толкает поршни мотора. Здесь важным фактором бесперебойного функционирования становится температура цилиндра, в котором происходит все действие, и окружающих его агрегатов.
Излишнее тепло отводится охлаждающей жидкостью, проходящей через мотор. Нагреваясь, она забирает его от рабочего тела. Вне двигателя хладагент проходит стадию охлаждения и возвращается в систему.
В описанном методе важен контроль температуры самого охладителя, который не должен перегреваться и закипать. Для автомобиля его обеспечивают специальные сенсоры. В статье речь пойдет о ДТОЖ (сокращенное название), используемых в автомобилях Фольксваген Пассат B3 и B5. Будет рассмотрена проверка датчика температуры охлаждающей жидкости, его монтаж со снятием и основные симптомы неисправности.
Приметы, указывающие на проблемы с датчиком
Приведенная информация касается любого мотора и типа датчика. На всех марках машин поведение силовой части и приборной панели при его неисправности будет аналогичным.
Нужно помнить, что проблема при всех похожих приметах может крыться не в самом измерителе температуры, а в проводке между ним и индикатором или ЭБУ. Внимания требуют и контактные группы. Все перечисленное нужно проверить в первую очередь.
Контакты датчика:
Неисправности датчика с ЭБУ:
- «троение» двигателя во время работы и его периодическое самопроизвольное отключение;
- на холостом ходу происходят скачки оборотов без участия человека, от минимальных до 1500;
- старт мотора затруднен;
- тратится больше бензина;
- периодически темнеет выхлоп;
- при слабом нагреве и в холодную погоду может самопроизвольно включиться вентилятор охлаждения.
Признаки неисправности датчика, передающего информацию на панель.
Здесь вначале требуется проверить сам индикатор. Если отсоединить его провода от датчика и совместить с массой автомобиля — он должен изменить показания. В противном случае искать проблему следует в проводниках и датчике.
Признаки неисправности ДЖОТ для приборной панели:
- не меняет показания при нагреве двигателя;
- стрелка прибора все время дергается (тут дополнительно подозрение падает на стабилизатор напряжения — он мог выйти из строя);
- показывает все время верхнюю планку температуры при включенном зажигании и остановленном моторе (пробой терморезистора).
Обнаружить проблему с датчиком, а также выявить большую часть поломок и ошибок можно самостоятельно, без посещения СТО. Для этого потребуется универсальный сканер, например, Rokodil ScanX Pro, который не требует профессиональных знаний и навыков. Всего за 5 мин прибор просканирует все системы автомобиля, покажет расшифровку кодов и позволит оперативно их удалить. Устройство оснащено русскоязычным ПО, экраном и не требует доступа в Интернет.
Реклама, ООО «Р-ДИСТРИБУЦИЯ», ERID:LjN8K2RTd
Устройство датчика
Схема подключения с внутренним устройством аналогичного датчика:
В основе ДТОЖ это терморезистор, защищенный латунным корпусом с контактами, расположенными вне датчика. Размещается он в Пассат по пути следования хладагента. Место для B3 зависит от объема двигателя. При 1.2 литровом искать датчик нужно в головке блока цилиндров, за водяным насосом. В случае 1.3 и 1.4 во впускном коллекторе. Для 1.6, 1.8 и 2 литра он расположен в кожухе термостата.
Как и в случае B3, для Пассат B5 расположение зависит от типа мотора. Для G62 он размещен на блоке цилиндров. В случае с G83 на выходном патрубке из радиатора.
В установленном тройнике на перечисленных местах находится не один датчик температуры, а два или три, в зависимости от типа мотора. Все они похожи по виду, различаются только цветовой маркировкой, количеством контактов и предназначением.
Все три на двигателе 1.8 литра:
На двигателях с моно впрыском четырех контактный сенсор красного цвета расположен сверху тройника. Это термореле на включение подогрева. Ближе к мотору синий сенсор (бывает зеленым) — ключевой. Он отправляет показания блоку электронного управления. Для чего используются два провода? Снизу тройника, во всех моделях Пассат находится ДТОЖ черного цвета. Он, как и синий, двухпроводной. Его назначение — передавать информацию на приборную модель. Датчики не взаимозаменяемы.
Принцип работы всех ДТОЖ достаточно элементарен — охлаждающая жидкость соприкасается с сенсором, «сообщая» ему свою температуру. В зависимости от нагрева, сопротивление терморезистора уменьшается от нескольких кОм в нормальном режиме, до сотен Ом при критичных температурах.
Сигнал от синего датчика поступает в электронный блок управления Фольксваген. Который, — в зависимости от показаний — увеличивает или делает более коротким впрыск топливной смеси, задерживает и опережает зажигание. Также ЭБУ, — основываясь на значениях температуры в системе — запускает или останавливает охлаждающий вентилятор.
Модели датчиков в Фольксваген Пассат B3 и B5
Основные модели датчиков температуры охлаждающей жидкости, используемые на Фольксваген Пассат B3 и B5:
Производитель | Артикул |
---|---|
Черный для приборной панели | |
SWAG | 30918666 |
AUTOMEGA | 309190501251D |
BUGIAD | BTS65298 |
Delphi | TS10282 |
INTERMOTOR | 52302 |
Синий для ЭБУ | |
JP GROUP | 1193100800 |
AUTOMEGA | 309060041025A |
BUGIAD | BTS65267 |
Delphi | TS10281 |
INTERMOTOR | 55105 |
Красный для подогрева | |
JP GROUP | 1193202100, 919215004 |
Ford | 7280558, 95VW8B607HA |
VAG | 251919369B |
В таблице далеко не полный перечень артикулов и производителей.
Снятие и последующий монтаж ДТОЖ обратно
Двигатель Пассат может быть прикрыт пластиковой декоративной панелью, которую нужно снять для доступа к агрегатам. Она прикрепляется тремя шурупами, которые видно сверху при обзоре.
Прежде чем действовать дальше, нужно убедиться в том, что мотор остыл и слить охлаждающую жидкость до уровня ниже датчика. Для тех двигателей, где сенсоры размещены не в корпусе термостата, сначала может потребоваться убрать тройник, висящий на патрубках за счет хомутов. Он мешает свободному доступу к ДТОЖ. Последние изымаются отвинчиванием из гнезд. Процесс не доставит проблем, если предварительно отсоединить провода, подключенные к разъемам.
Декоративная панель и датчики, как они выглядят в установленном месте:
Сборка производиться в обратном порядке.
Проверка датчика температуры
Владельцы Фольксваген Пассат B3 и B5 часто интересуются, как проверить исправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Здесь понадобится мультиметр. Выполнить быстрый тест можно замером вольтажа в отходящих от ДТОЖ клеммах при включенном моторе. Более качественную диагностику получают используя снятый и погруженный в горячую воду датчик. В последнем случае измеряется сопротивление терморезистора. При этом нужно знать изначальную температуру жидкости.
Для датчиков, содержащих 4 контакта, берут к замеру только два из них — 1 и 3. В обычных соответственно оба. Зависимость верных показаний от температуры среды, в которой находится чувствительная часть устройства, представлена в таблице:
Температура (°С) | Напряжение на одном из контактов для первого способа (вольт) | Сопротивление между контактами в случае второго |
---|---|---|
−20 | 4-4.5 | 12–18 кОм |
−10 | 8–10 кОм | |
0 | 4.8–6.2 кОм | |
10 | 3.75–4 | 2–3 кОм |
20 | 3–3.5 | |
30 | 3.25 | 1.6–2 кОм |
40 | 2.5–3 | |
50 | 2.5 | 700–900 Ом |
60 | 2–2.5 | 450–650 Ом |
80 | 1.13 | 300–400 Ом |
100 | 0.5 | 175–225 Ом |