Автовладельцам нет нужды объяснять, что такое система охлаждения двигателя внутреннего сгорания и то, как она важна. Но раз тема касается этой составляющей, без которой не может работать ни один силовой агрегат, а читать статью могут и те, кто только мечтает о приобретении автомобиля, коротко расскажем о конструкции и принципе работы охлаждающей системы.
Система охлаждения ДВС
Двигатель внутреннего сгорания должен интенсивно охлаждаться. Без этого произойдет перегрев и заклинивание агрегата. Основную часть «охлаждающей энергии» требуют головка и блок цилиндров. Ели двигатели небольшой мощности можно охладить с помощью воздушного потока, то привести к оптимальной температуре более мощные, многоцилиндровые силовые установки, нельзя без использования жидкостной системы охлаждения.
Она включает в себя:
- рубашку охлаждения, по которой течет жидкость, забирая от цилиндров чрезмерное тепло;
- насос, заставляющий антифриз перемещаться по системе охлаждения;
- термостат, регулирующий температуру, путем регулировки течения охладителя по малому или большому кругу;
- вентилятор и радиатор, заставляющие жидкость остывать быстрее при ее перемещении по большому кругу охлаждения;
- радиатор отопителя, обогревающего салон автомобиля;
- соединительные шланги и патрубки, соединяющие все устройства в единую систему охлаждения.
Как сказано выше, за движение по большому или малому кругу отвечает термостат. Это устройство представляет собой подпружиненный клапан с термоэлементом, помещенным в корпус с несколькими патрубками. Под воздействием высокой температуры, от +85 °С до +90 °С, находящийся в термоэлементе технический парафин расширяется и открывает клапан. Антифриз, через открывшееся отверстие начинает течь по большому кругу, охлаждаясь в радиаторе. Когда жидкость остывает, клапан становится на место и охладитель перестает поступать в большой круг.
И рассказ пойдет о замене термостата автомобиля «Лада Калина» на термостат от «Лады Гранта».
Коротко об этих машинах. Обе модели представляют собой малый класс отечественных легковых автомобилей. Калина выпускалась с 2004 по 2018 год, а затем ей на смену пришла «Granta». В статье речь пойдет о замене термостата, который установлен в Калине с 8-клапанным двигателем на термостат Лады Гранта.
Зачем менять термостат «Калины» на «грантовский» прибор
Причин того, почему меняют родной термостат, установленный на «Калине», на устройство с «Гранта», может быть всего две:
- Во-первых — это перегрев двигателя, когда стрелка температуры силовой установки находится около +100 °С. Такой режим работы может привести к заклиниванию поршней.
- Во-вторых — недостаточный уровень прогрева салона зимой. Кроме того, что находиться в холодном салоне машины некомфортно, из-за этого еще замерзают окна и двигаться приходиться вслепую. А это уже реальная опасность для жизни.
Это происходит из-за того, что штатная охлаждающая система «LADA Kalina» не умеет самостоятельно «развоздушиваться». То есть, если воздух попадет в малый круг охлаждения, он уже не удалится из системы. Процесс нарастает лавинообразно, воздух будет продолжать засасываться постоянно. Это ведет к тому, что охлаждающая жидкость не поступает к радиатору, двигатель перегревается, а из печки дует холодный воздух. Проблему решает установка термостата от «LADA Granta». Как говорят владельцы Калин, которые решились на такой шаг, после переустановки термостата все проблемы решались: в салоне становилось тепло, а температура двигателя не поднималась выше +90 °С.
Что понадобится для переустановки термостата с Гранта на Калину
Для приведения охлаждающей системы двигателя «Калины» в оптимальное состояние понадобится:
- Термостат. Его легко можно подобрать в автомагазине с помощью консультантов. Однако следует обратить внимание, что на некоторых моделях есть штуцер для обогрева дроссельного устройства, а у других его нет. Лучше брать со штуцером, в противном случае придется производить дополнительные операции, чтобы соединить шланг для обогрева с патрубком печки.
- Некоторые специалисты рекомендуют поменять термовставку на грантовском устройстве. Якобы это улучшает работу термостата. Другие говорят, что это лишняя тара времени и денег. Если есть желание, можно купить термоэлемент, например, от фирмы «MotoRad». То, что устройство будет именно такой марки – не принципиально. Можно использовать термовставку и других производителей. Главное здесь характеристики и качество. Так как термовставка в сборе не подойдет к термостату с «Гранта», нужно будет извлечь из нее термоэлемент. Сделать это можно с помощью ножовки по металлу.
- Кроме указанного, для перестановки термостата нужны будут две шпильки от постели распределительного вала «классики»: от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107. Эти крепежные элементы понадобятся, чтобы закрепить термостат от «Гранта» на двигателе «Калины». Штатные шпильки не подойдут, так как размер устанавливаемого элемента отличается от того, который устанавливали на заводе.
- Патрубки печки. В принципе, их замена может и не потребоваться. Но практика показывает, что длительный срок эксплуатации приводит к тому, что лучше их заменить, раз уж начали проводить работы с системой охлаждения и отопления. Также понадобится тройник, который нужно будет врезать в нижний патрубок печки.
- Нижний патрубок радиатора от «LADA Granta».
- Патрубок расширительного бачка. Он подходит и от Гранта, и от «десятки».
- Герметик, хомуты и прокладки.
После того, как все приготовлено, можно переходить к монтажу нового термостата. Но для этого еще необходимо провести подготовительные мероприятия.
Подготовка к установке термостата
Сначала нужно демонтировать штатный термостат Калины. Перед этим снимается аккумулятор, воздушный фильтр и патрубок, идущий к газовому дросселю. Закончив с воздушным фильтром, приступают к сливанию антифриза из системы охлаждения. Лучше поставить под двигатель тазик, так охладитель не разольется.
Ослабив хомуты, с термостата снимают все патрубки. Затем приступают к откручиванию гаек на шпильках. Открутив гайки, снимают термостат. На этом процедура демонтажа старого устройства практически закончена. Начинается подготовка к установке термостата от автомобиля «Гранта». Для этого необходимо выкрутить старые шпильки. Это легко сделать с помощью шпильковерта, но если такого ключа нет, то просто нужно накрутить на шпильку гайку, а затем еще одну. Плотно стянуть их и выкручивать с помощью обычного гаечного ключа. После удаления старых шпилек зачищают место установки термостата от старого герметика и остатков прокладки. На этом подготовка заканчивается.
Монтаж термостата от Гранта
Перед установкой нового, поддерживающего температуру прибора, вкручиваются шпильки от распредвала «классических» моделей ВАЗ. На всех шпильках имеются треугольные вырезы с одного из торцов. Таким образом изготовители отмечают конец, который вкручивается в блок двигателя. На место соединения термостата с двигателем наносится герметик и устанавливается прокладка. Следующие этапы установки:
- Термостат насаживается на шпильки и прикручивается гайками.
- От нижнего выхода печки снимается патрубок, чтобы в него врезать тройник, еще один вывод которого соединится патрубком с расширительным бачком.
- После выполнения этой процедуры патрубок ставится на место, соединяя термостат и печку. На вывод тройника надевается и закрепляется хомутом патрубок, идущий к расширительному бачку. Через него будет удаляться воздух из системы охлаждения.
- Устанавливается грантовский шланг, идущий от нижнего патрубка радиатора к термостату. Он подходит практически идеально, поэтому ничего не надо ни удлинять, ни укорачивать.
- Остается закрепить все патрубки с помощью хомутов, поставить воздушный фильтр, аккумулятор и залить антифриз.
Если все сделано правильно, двигатель перестанет нагреваться и не будет поднимать стрелку температуры близко к критическим значениям. А в салоне автомобиля будет тепло, даже в самую холодную погоду.