Как проверить на работоспособность лямбда зонд

Многие водители знают, где расположены и для чего нужны датчики массового расхода воздуха и кислорода во впускном коллекторе. Наличие этих приборов поддается логическому объяснению: электронный блок управления (ЭБУ) двигателем должен получить исходные данные для формирования топливно-воздушной смеси.

А зачем нужен кислородный датчик в системе отвода выхлопных газов? Современные бензиновые автомобили обязательно оснащаются этим сенсором, вне зависимости от класса и стоимости. При этом комплект (включая катализаторы), стоит относительно дорого.

Местоположение лямбда зонда

Основное назначение кислородного датчика — экология. Автомобили представляют серьезную угрозу для атмосферы. Один из способов снизить токсичность выхлопа — контроль полноты сгорания топлива.

Информация: Из-за специфической формы чувствительного элемента датчика, его называют лямбда зондом.

Как работает лямбда

Происходит непрерывное сравнение воздуха в отработанных газах. Специальный гальванический элемент выступает в роли своеобразной воздушной батарейки. Различие в условиях химических реакций снаружи и внутри лямбды приводит к появлению напряжения на контактных выводах.

Структура

Количество кислорода в эталонном воздухе практически неизменно, а его содержание в отработанных газах зависит от полноты сгорания топливной смеси:

  • кислород в избытке — напряжение растет;
  • малое содержание О2 — напряжение падает.

Поскольку датчик кислорода ВАЗ или других марок работает в условиях высокой температуры, его корпус и электроды изготавливаются из особо прочных материалов: цирконий, титан, керамика. Для эффективной реакции с кислородом на электроды наносится платиновое напыление.

Кроме того, измерительный электрод может работать только при определенной температуре. До момента прогрева датчика выхлопными газами температура поддерживается нагревательным элементом.

Диагностика неисправностей лямбда зонда

Любой сенсор может выйти из строя. Учитывая условия работы, датчик кислорода находится в группе риска.

Что произойдет, если лямбда выйдет из строя? Ухудшится экологичность автомобиля? Безусловно. При недостаточном сгорании топлива токсичность выхлопа будет выше на порядок. Но предназначение этого сенсора выходит за рамки соблюдения условий Евро. Данные о содержании остаточного кислорода в отработанных газах используются ЭБУ для соблюдения правильной пропорции топливной смеси. Исправность датчика обеспечивает ровную тягу и нормализацию расхода топлива.

Внутренняя проверка лямбда производится постоянно силами ЭБУ. Если работоспособность сенсора под вопросом, блок управления двигателем переходит на аварийный режим формирования топливной смеси. Далее следуют явные симптомы неисправности:

  • немотивированно высокий расход топлива при исправной работе прочих узлов, отвечающих за формирование топливной смеси;
  • неравномерный холостой ход двигателя, особенно без нагрузки;
  • рывки автомобиля и хлопки в выхлопной системе при наборе скорости;
  • сильный нагрев каталитических нейтрализаторов, в некоторых случаях заметный визуально (раскаленный металл корпуса).
  • потеря мощности автомобиля вне зависимости от степени прогрева мотора.

Неисправность

Важно: Перегрев катализатора опасен не только выходом из строя дорогостоящего узла. Вы получаете под днищем автомобиля потенциальный источник пожара: мусор или сухая трава может воспламениться.

Причины неисправности:

  • механические повреждения;
  • некачественное топливо, содержащее химические элементы, искусственно повышающие октановое число;
  • топливные присадки, добавляемые владельцем автомобиля;
  • неправильное формирование пропорций топливной смеси. Тут получается замкнутый круг: поломка катализатора также может стать причиной этого явления.

Проверка лямбда зонда своими руками

Полная диагностика проводится в сервисных центрах, в стендовых условиях, с применением специального оборудования. Аналогичное тестирование можно провести в гараже, подключив универсальный автомобильный сканер. Разумеется, точных параметров не получите, но можно будет понять, какая часть зонда вышла из строя.

Как проверить лямбда зонд без диагностического сканера? Это обычный электроприбор с определенными характеристиками. Из контактной колодки выходит 2, 3 или 4 провода в зависимости от модели сенсора.

Лямбда зонд

Обычным тестером можно снять базовые параметры и понять, исправен прибор или нет. Чтобы проверить лямбда зонд мультиметром, надо знать назначение контактов. Например, напряжение питания цепи подогрева можно проконтролировать, не снимая самого датчика. Между ЭБУ и датчиком кислорода протянут шлейф из 4 проводов. На некотором расстоянии от сенсора располагается разъем. Это сделано для того, чтобы защитить проводку и коннектор от воздействия высокой температуры выхлопной системы. Непосредственно от датчика до разъема протянуты провода со специальной оболочкой.

Распиновка контактов лямбда зонда

Для этого необходимо:

  • На контакты 3 и 4 (провода белого цвета) подается напряжение 12 вольт для подогрева внутреннего сенсора датчика кислорода.Контакты
  • Питание формирует ЭБУ. Отсоединив сам датчик, необходимо завести двигатель. Пусть он работает с перебоями, нам важно проверить наличие питания от ЭБУ.

Как проверить сам датчик кислорода (сигнальное напряжение)

В домашних условиях используем тестер. Рассмотри, как это сделать:

  1. Находим способ подсоединиться к разъему, не нарушая изоляцию проводов (например, с помощью тонких иголок, заправленных в коннектор).
  2. Соединив щупы тестера с контактами 1 и 2 при заведенном двигателе получаем напряжение 0,1–0,2 вольта.
  3. По мере прогрева напряжение на сигнальном контакте вырастет до 0,8–0,9 вольта.

Если показания отсутствуют или существенно отличаются — лямбда зонд неисправен. Его требуется заменить.

Видео по теме

Хорошая реклама
 

Ссылка на основную публикацию