Люди всегда стремились в горы. Одних влекла романтика, других – потребность доказать свое превосходство, для третьих это была работа, а для кого-то — просто образ жизни. С развитием фрирайда, желающих подняться ввысь стало значительно больше. И каждый из них сталкивается с опасностью оказаться под снежной лавиной.
Достать человека из-под толщи снега живым было практически невыполнимой задачей. Большинство погибало лишь от того, что их не смогли вовремя найти. Ведь поиски велись с помощью щупов и лопат. Иногда привлекались обученные собаки. С появлением лавинных датчиков, или «биперов», картина изменилась.
Такой прибор улавливает электромагнитные волны другого аналогичного устройства, и шансы быть найденным и спасенным значительно возрастают. В статье разберем принципы работы и устройства биперов, а также особенности их выбора, в зависимости от целей нахождения в заснеженных горах.
Принцип работы
Принцип работы лавинных датчиков основан на распространении и фиксации электромагнитных волн. Будучи включенным, бипер переходит в режим самотестирования и приступает к передаче сигнала. Другой датчик улавливая сигнал, определяет примерное положение искомого устройства по характеристикам электромагнитного излучения. Он показывает направление и расстояние до цели. Схематически это изображено на рисунке.
Частота, на которой работают все современные лавинные датчики, составляет 457 кГц. Благодаря этому, они не требуют дополнительной подстройки друг под друга, независимо от фирмы-производителя. Кроме того, что такая частота оптимальна для поиска из-за того, что приборы не мешают друг другу и она позволяет «пробиться» сквозь любую толщу снега. Каждый датчик предназначен и для передачи, и для приема сигнала от другого устройства.
Обнаружив исходящие из-под снега волны, бипер сигнализирует об этом, используя индикацию. О ней пойдет речь ниже.
Системы индикации
Лавинный датчик может выдавать индикацию, или сигнализировать, об удалении от другого устройства, с помощью трех индикаторных систем:
- звуковой системы, подающей звуковой сигнал о получении сигнала;
- цифровой, указывающей на расстояние в виде цифр на мониторе;
- индикации направления движения, в виде стрелок или линий светодиодов.
Чтобы свести к минимуму вероятность ошибки, и как можно быстрее найти находящегося под лавиной человека, нужно ориентироваться по всем трем системам одновременно. Но это возможно сделать лишь на цифровых устройствах. Аналоговые биперы подают лишь звуковой сигнал. Поэтому, если существует вероятность задействования в поисковой операции, нужно брать с собой цифровой прибор.
К сведению. Искажения, в показаниях направления и расстояния, могут возникнуть из-за взаимного расположения антенн относительно линий распространения электромагнитных волн. На рисунке показано, как принимающий датчик может «не заметить» передающее устройство, находясь между линиями напряженности.
Звуковая система индикации
С помощью громкости звука можно безошибочно определить, что прибор уловил сигнал из-под снега. И звук будет усиливаться по мере приближения к искомому трансиверу (так тоже называют биперы). Повысятся его громкость, частота и тон. Однако направление он не покажет. Поэтому и нужны дополнительные системы индикации.
Система определения дистанции
Это более информативная система, отражающая расстояние до искомого объекта. Нужно только учитывать, что расстояние, которое выводится на дисплей принимающего сигнал бипера, отражает дистанцию не по прямой линии, а вдоль линий напряженности. В связи с этим поисковики ориентируются не на конкретные цифры, а на динамику их изменения. Если показатель расстояния уменьшается, значит спасатель движется в нужном направлении.
Последней системой, которую разберем, но не последней, на которую обращают внимание – это система, указывающая направление движения.
Индикация направления движения
Как и предыдущая, дистанционная, система, индикация направления движения ориентируется по линиям напряженности. Поэтому стрелка или светодиодные указатели могут показывать направление, противоположное тому, где находится передатчик. Разобраться в этом помогают звуковой сигнал и индикатор расстояния. Если звук начал утихать, а расстояние до объекта увеличиваться, значит необходимо разворачиваться на 180о и продолжать поиски в обратном направлении.
К каждому биперу прикладывается подробное руководство о технике и тактике поиска людей, попавших под лавину. Но, после приобретения устройства, нужно не только внимательно прочитать инструкцию, но и на практике увидеть, какие отклонения дает прибор во время обнаружения другого трансивера.
Электропитание бипера
Ясно, что, как и любой другой электроприбор, лавинный датчик нуждается в снабжении электричеством. Это обеспечивается аккумуляторными батареями. Из-за экстремальных условий функционирования, к этим элементам предъявляются повышенные требования надежности и времени работы.
Оптимальное время работы датчика
Стандарты, разработанные на основании опыта поисковых работ, гласят, что бипер должен оставаться в состоянии передавать сигнал в течение 200 часов. Для приема и обработки сигнала требуется значительно больше энергии. Новые батарейки должны обеспечивать работу — в режиме приема не менее часа при температуре окружающего воздуха минус 10 °С.
Но это минимум. Обычно батареи обеспечивают гораздо большую продолжительность работы биперов. Такой запас прочности дает гарантию, что человек, включив устройство по прибытию на горнолыжный курорт, даже через неделю может быть уверен, что в случае беды, его найдут по сигналу лавинного датчика. И нет необходимости выключать прибор, чтобы сэкономить заряд. Тем более, что, после выключения, можно забыть активировать датчик, чем поставить свою жизнь под угрозу.
Выбор батареек
Эксперты-спасатели рекомендуют использовать в биперах не заряжаемые аккумуляторы или солевые батарейки, а алкалиновые/щелочные элементы питания. Плюсы их использования:
- повышенная емкость, превышающая солевые батарейки в 3–5 раз;
- больше уровень выдаваемого напряжения, по сравнению с аккумуляторами, на 0.2–0.3 V, что может иметь критически важное значение;
- более продолжительная работа при низких температурах;
- абсолютная герметичность;
- срок хранения, с сохранением заряда, может достигать 10 лет.
Хотя современные лавинные датчики не теряют силы передаваемого сигнала, даже если заряд батареи составляет всего 5%, минимальный уровень заряда, при котором необходимо поменять батарейки, составляет 30%. Те же фрирайдеры, которые много лет пользуются биперами, говорят, что лучше делать замену батарей уже при 60% оставшегося заряда. Кстати, определить его можно по индикатору, который, в большинстве случаев, показывает именно проценты оставшейся емкости.
Правильное ношение лавинного датчика
Бипер отличается по способу одевания при холодной и теплой погоде:
- В мороз он крепится под верхними слоями одежды. Но не на голое тело, а на термобелье. Тепло позволит дольше сохранить заряд батареи. А срыв верхней, ветровой одежды, не повредит крепление, которое осуществляется с помощью входящей в комплект системы. Датчик нужно одеть так, чтобы он располагался сбоку живота, под ребрами. Так он не повредит ребра в случае сильного сдавливания под тяжестью снега.
- В теплую погоду датчик располагают в кармане брюк, который должен закрываться на молнию и быть прорезным, а не накладным. Кроме этого, лучше предусмотреть крепление бипера с карманом при помощи карабина
Правильно надетый лавинный датчик останется на человеке, даже в случае интенсивного механического воздействия снежных масс и не станет причиной травмы.
Особенности взаимодействия трансивера с другими устройствами
Так как в основе работы лавинного датчика лежит излучение и улавливание электромагнитных волн, на его эффективность могут влиять другие электронные устройства, к которым относятся:
- рации;
- сотовые телефоны;
- навигаторы;
- фотоаппараты;
- видеокамеры и тому подобное.
По этой причине бипер должен находиться не ближе 25 см от этих приборов. В противном случае, его сигналы могут исказиться и спасателям придется потратить на поиски значительно большее время. Это касается не только пострадавшего, но и поисковиков. Их смартфоны, особенно с включенной Wi-Fi, способны кардинально исказить направление поиска.
Выбор датчика
Покупать оборудование, которое, возможно, спасет жизнь, нужно только в специализированных магазинах, под руководством квалифицированных консультантов. Хотя некоторые, наиболее важные моменты, нужно понять и осмыслить заранее. Тем более, что не все продавцы озабочены продажей надежных устройств по доступной цене. Зачастую пытаются избавиться от залежавшегося дорогого товара.
Вот несколько рекомендаций:
- Не приобретайте подержанные модели, выпущенные до 2005 года, так как эти устаревшие образцы требуют квалификации и определенного уровня тренированности в обращении с ними. Кроме этого, они не пригодны для поиска нескольких человек.
- Лучше, если выбор будет остановлен на трехантенном цифровом бипере с функцией «маркировка пострадавшего», которая незаменима при поиске нескольких людей, находящихся под слоем снега.
- При выборе модели необходимо определиться со своей ролью в предстоящем походе. Одно дело, если человек выбирает лавинный датчик, зная, что он выступает в качестве проводника или спасателя. И совсем другое — покупка бипера для новичка.
Расскажем об основных характеристиках и отличиях трансиверов для разных категорий экстремалов.
Бипер для спасателей и гидов
Устройства для профессиональных спасателей и проводников в горах имеют самый большой функционал, но они являются и самыми сложными в работе. Даже опытный фрирайдер не сразу разберется с назначением всех кнопок и клавиш, с помощью которых профессионал сможет:
- измерить угол склона и оценить лавинную опасность для группы;
- откорректировать работу прибора, измерив частоту передачи сигнала от передатчика;
- произвести сканирование пространства вокруг себя, в диаметре от 5 до 50 м, и определить количество людей, находящихся под снегом;
- осуществить переход с цифрового в аналоговый режим, что имеет значение, когда несколько передатчиков передают сигналы, находясь рядом друг с другом.
Недостатками такого сложного устройства можно назвать большой размер и цену. Но, учитывая, что он предназначен для спасения жизней людей, это теряет значение.
Можно посоветовать следующие лавинные датчики, рассчитанные на профессионалов:
- Mammut Pulse;
- Pieps DSP Pro;
- Arva Pro W.
Их цена колеблется в пределах 40–50 тысяч рублей.
Биперы для опытных фрирайдеров
Модели для фрирайдеров по своему функционалу не сильно уступают профессиональным устройствам, и могут стоить около 40 000 рублей. С их помощью можно найти и одного, и нескольких пострадавших. Но, чтобы сделать это быстро, прибор должен быть оснащен функцией маркировки. Главным отличием любительского устройства от профессионального является то, что некоторые, наиболее сложные, настройки, выполняются в них автоматически.
Среди популярных у фрирайдеров марок лавинных датчиков можно назвать:
- Mammut Element;
- Arva Evo 4;
- Pieps DSP Sport;
- Arva Neo;
- Arva Axe;
- Ortovox 3+.
Эти приборы уже успели зарекомендовать себя с положительной стороны надежностью и качеством работы.
Бипер для начинающих
Покупая такой лавинный датчик, нужно быть уверенным, что он не понадобится для проведения спасательных мероприятий. Обнаружить с его помощью человека под лавиной практически невозможно из-за узкого сектора приема излучения.
Найти же его по мощному излучению не труднее, чем другие устройства. Очевидными плюсами являются:
- небольшая цена устройства;
- компактность, не мешающая передвижению;
- легкость, что пригодится детям.
Несмотря на минимальный функционал, такой прибор способен выручить хозяина из лавины не хуже его более дорогих аналогов.
Пассивная система Recco
Разработчиком Recco является швед Магнус Грэнхед. Он изготовил первый прибор в 1983 году, когда в лавине погиб его друг, а спасти его с помощью традиционных способов поиска не успели.
Это отдельная система поиска пострадавших. И хотя Recco не имеет отношения к биперам, необходимо рассказать и о ней, так как она тоже отлично себя зарекомендовала при спасении людей, попавших в лавину. Принципом своей работы Recco коренным образом отличается от лавинных датчиков. Наличие в обозначении слова «пассивные» говорит само за себя. Его самым главным преимуществом является то, что человеку не нужно брать с собой оборудование с батарейками, которые могут сесть.
Технология, включающая в себя гармонический радар-детектор и маячок-рефлектор, позволяет точно и быстро находить пострадавших. Пассивный маячок вшивается в одежду или встраивается в снаряжение. Поиск рефлектора производят обученные профессиональные спасатели, оснащенные приемо-передающими детекторами. Это своего рода антенна, излучающая электромагнитные волны и принимающая их отражение от маячка. Среди минусов называют то, что такое оборудование есть только у спасательных служб и взять его в поход невозможно из-за габаритов.
Среди минусов Recco называют то, что такое оборудование есть только у спасательных служб, и взять его в поход невозможно из-за его габаритов. Но для спасательных служб горнолыжных курортов она незаменима. По последним данным Recco применяют более 600 горноспасательных команд во всем мире.
В заключение
Прочитав обзор, у новичков могут остаться вопросы насчет выбора устройства индивидуально для себя. Хотя уже определились, что это зависит от квалификации и цели горного путешествия, есть еще один момент. Это то, с кем человек отправляется в горы. Если рядом будут опытные фрирайдеры или профессиональные гиды, то и тратить лишние деньги на дорогой аппарат не стоит. Можно обойтись дешевым устройством для начинающих. Но и купив дорогой бипер, не нужно рисковать и бросаться вниз по непроверенной трассе. Ведь даже имея качественное оборудование, никто не застрахован от тяжелых травм при попадании в лавину. Лучше вообще не допускать того, чтоб появилась необходимость начинать ваши розыски.
К сведению. Как говорит статистика, собранная одним из американских лавинных центров, даже в том случае, когда группы были оснащены биперами и поиски начинались сразу после лавины, откопать живыми удавалось лишь 68% попавших в нее людей. Если же биперы отсутствовали и поиски начинались после прибытия на место спасателей, в живых оставалось только 15% пострадавших.
Это еще раз говорит о том, как много значит наличие лавинных датчиков. А также о соблюдении мер безопасности при выборе маршрута, изучении прогноза погоды в горах и выборе партнеров для фрирайда.