Датчик Холла автомобиля ВАЗ-2106

Владельцы ранних моделей Жигулей помнят и знают, какие проблемы возникали в связи с эксплуатацией трамблёров с механической системой распределения зажигания. Время от времени автомобиль начинал странно себя вести: то глох на холостом ходу, то вдруг начинал двигаться рывками. Причиной этому в большинстве случаев становились подгоревшие контакты механического прерывателя. С появлением электронного зажигания и датчика Холла на автомобиле ВАЗ-2106 эта проблема сразу отошла на второй план.

История датчика Холла

Датчик получил своё название от американского физика Холла, открывшим одноимённый эффект в далёком 1879 году. Суть его заключается в том, что металлическая пластина под напряжением постоянного тока, оказавшись в магнитном поле, получает разность потенциалов на своих краях. Изобретение долго не находило своего применения вплоть до 50-х годов прошлого века. Всё изменилось с наступлением эры полупроводников, которые стали изготавливать на основе редкоземельных элементов: германия, индия и кремния. Это открыло возможность для производства мини-контроллеров, измеряющих характеристики электрического тока в магнитном поле, в том числе датчиков Холла (ДХ) для электронного зажигания ВАЗ-2106.

Датчик Холла ВАЗ 2106:

Датчик Холла ВАЗ 2106

Устройство

При переходе на бесконтактную систему зажигания (БСЗ) был усовершенствован трамблёр. Была изменена конструкция самого распределителя зажигания, и добавлено коммутаторное устройство — электронный блок управления зажиганием. Крышка и бегунок остались те же, а вот место прерывателя занял датчик Холла и была установлена соосная с валом чашка синхронизации (экран с прорезями).

ДХ крепится двумя винтами к держателю подшипника под крышкой трамблёра. От него через разъём тянутся три провода к коммутатору: два из них питание (+ и 0), а третий передаёт контрольный сигнал в коммутатор. Датчик состоит из двух частей: измерителя и магнита. Между ними проходит борт вращающейся чашки с 4 вырезами (по числу цилиндров двигателя).

Расположение ДХ:

Расположение ДХ

Принцип работы ДХ

Вал распределителя зажигания шлицами входит в косозубую шестерню, которая в свою очередь соединяется со звёздочкой коленвала. Смена проёмов чашки, попадая в «поле зрения» датчика, вызывает колебания электромагнитного поля, что отражается пропорциональным изменением напряжения в сигнальном проводе, «оповещающим» об этом коммутатор. Тот в свою очередь синхронно подаёт ток высокого напряжения на центральный провод крышки трамблёра, откуда через бегунок и провода ток попадает в свечи.

Такая бесконтактная система зажигания безусловно более совершенна, чем трамблёр с контакт-прерывателем. И всё же, по сравнению с современными модулями электронного зажигания БСЖ ВАЗ-2106 больше подвержена поломкам из-за наличия подвижных частей. Именно они чаще всего становятся причиной возникающих неисправностей в его системе зажигания.

БСЖ ВАЗ 2106:

БСЖ ВАЗ 2106

Неисправности ДХ

Нарушения работы двигателя ВАЗ-2106 могут быть вызваны не только выходом из строя ДХ. Поэтому выявление причин сбоев проводят поэтапно, проверяя питание, состояние катушки, проводов, контактов и пр. Только исключив другие причины, можно сделать вывод о негодности датчика Холла.

Ухудшение работы ДХ ВАЗ-2106 характерно возникновением следующих неисправностей:

  • резко возрастает расход топлива;
  • двигатель во время движения автомобиля захлёбывается и может заглохнуть;
  • мотор не заводится.

После того, как были проверены все варианты причин нарушения работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания), переходят к проверке работоспособности датчика Холла.

Проверка ДХ

Есть разные способы, как проверить датчик Холла на ВАЗ-2106. Один из них наиболее простой и потребует участия двух человек, правда, при наличии незаурядной ловкости можно обойтись и двумя руками. Способ состоит из следующих действий:

  1. Снимают штекер с разъёма ДХ.
  2. С крышки трамблёра снимают центральный провод и оголяют его наконечник, сдвинув защитный колпачок.
  3. Контакты 3 и 2 разъёма датчика замыкают проводком.
  4. Наконечник центрального провода подносят к любой части ДВС или кузова на расстояние 3–5 мм.
  5. Включают зажигание. В этот момент должна проскочить искра между наконечником и массой.

Если искра не будет возникать, то это значит, что ДХ подлежит замене.

О снятии старого измерителя и установке нового прибора узнайте далее.

Замена ДХ

Замена датчика Холла подвластна любому автовладельцу, имеющему минимальный опыт обращения с простыми инструментами, такими как отвёртка и пассатижи. Для того чтобы установить новый датчик, поступают следующим образом:

  1. Снимают минусовую клемму с аккумулятора и ставят автомобиль на ручник.
  2. Откинув две пружинные скобы, снимают крышку трамблёра.
  3. Вынимают шплинт из оси крепления тяги вакуумного регулятора.
  4. Отвинтив два винта, удаляют сам регулятор, освобождая боковой проём в чаше распределителя зажигания.
  5. Отвинчивают винты крепления датчика Холла и его разъёма.
  6. Датчик с проводами вытаскивают через проём.
  7. Устанавливают на посадочные места новый датчик с проводами и разъём.
  8. Все вышеописанные действия повторяют в обратном порядке.

Демонтаж ДХ:

Демонтаж ДХ

При покупке нового датчика Холла обращайте внимание на принадлежность прибора именно ВАЗ-2106 потому, что датчики других вазовских моделей не подойдут по креплению. Избегайте ДХ неизвестных производителей. Дешевизна покупки может стать причиной неприятностей в виде неожиданной остановки в дороге автомобиля.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector