Хотя автомобиль НИВА и носит гордую приставку Chevrolet, по сути он является плоть от плоти продуктом АвтоВАЗ. По крайней мере, двигатель 1,7 — точно родом из Тольятти. Соответственно, большинство узлов и съемных элементов являются привычными для владельцев LADA. Тем не менее, мы рассмотрим датчик положения дроссельной заслонки кроссовера Нива Шевроле подробнее.
Назначение
В карбюраторных моторах процесс образования топливной смеси регулировался вручную. Многие помнят винт обогащения смеси или тонкую настройку холостых оборотов.
Под капотом Шевроле Нивы все по-другому.
Инжекторный мотор Opel Z18XE, доставшийся от сотрудничества c General Motors, рассматривать не будем. На нем установлена электронная дроссельная заслонка, управляемая сервоприводом. Соответственно, датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) в привычном понимании отсутствует.
А вот привычный ВАЗ-2123 объемом 1690 см³ оснащен обычной тросовой педалью газа и классическим дроссельным узлом со встроенным датчиком. На иллюстрации — в центре фотографии.
Для чего нужно знать: на какой угол открыта заслонка дросселя? Водителю такая информация ни к чему, а вот электронный блок управления двигателем (ЭБУ) без этих данных не сможет сформировать правильный состав топливной смеси.
Для справки: Как известно, нормальной считается соотношение массы топлива к воздуху 1:15. Перфекционисты могут поправить: точная стехиометрическая пропорция 1:14,7.
Топливо можно контролировать с точностью до грамма, а как измерить массу воздуха? Безусловно, существует датчик массового расхода воздуха, и даже наличия в нем кислорода. Но эти измерения проводятся уже после попадания воздуха во впускной коллектор. А от дроссельного узла информация поступает так сказать «из первых рук». Водитель нажал на педаль — а его намерения увеличить мощность (скорость) уже известны контроллеру ЭБУ.
Принцип работы датчика
Существуют два конструктивных исполнения датчика:
- Резистивный представляет собой классический потенциометр с пленочной дорожкой и подвижным контактом, расположенным на оси вращения. По мере перемещения ползунка по дорожке, меняется сопротивление. ЭБУ моментально получает информацию про угол поворота заслонки.Простая конструкция, приемлемая себестоимость. Штатная комплектация моторов Нива Шевроле именно с такими датчиками. Единственный недостаток — со временем дорожки стираются, ДПДЗ выдает неверную информацию либо не работает вообще. Требуется регулярная замена.
- Бесконтактный магнитный сенсор. Внутри расположены датчик магнитного поля и микроконтроллер, преобразующий информацию о повороте дросселя в привычный для ЭБУ формат.Такой прибор служит долго, так как в нем практически нет изнашиваемых частей, и выдает более точные показания. Однако сложность датчика при наличии микроконтроллера ставит его в зависимость от условий эксплуатации. Для бесперебойной работы необходимо стабилизированное напряжение питания. При небольшом отклонении электроника выходит из строя. Разумеется, и стоимость такого прибора несколько выше резистивного аналога.
Признаки неисправности
Симптомы похожи на иные проблемы в системах подачи топлива или зажигания. Поэтому «поломку» надо будет подтвердить с помощью дополнительной проверки.
Признаки неисправности:
- в первую очередь — индикация лампы «Check Engine», код ошибки OBD — P0123;
- увеличение расхода топлива;
- падение мощности двигателя, особенно под нагрузкой;
- при плавном нажатии педали акселератора двигатель работает рывками;
- плавающие обороты холостого хода;
- при резком сбросе газа, если автомобиль не движется, может заглохнуть мотор.
Замена ДПДЗ выполняется за несколько минут с помощью одного гаечного ключа.