Как проверить датчик положения коленвала

Современный автомобиль — не только средство передвижения, но и «памятник» научно-техническому прогрессу. Практически все новые разработки ученых внедряются, в первую очередь, в улучшение прочностных характеристик различных узлов и агрегатов железных коней XXI века. Не вызывает сомнения тот факт, что в самое ближайшее время функция управления транспортными средствами будет полностью передана искусственному интеллекту (ИИ).

Робот

Даже в наши дни большая часть процессов машины контролируется миниатюрными чувствительными устройствами, которые не только информируют водителя о возникновении опасных ситуаций, но и способны в автоматическом режиме изменять работу различных систем и механизмов. Датчик положения коленвала относится именно к таким устройствам. К сожалению, даже безупречно спроектированные изделия не вечны. Иногда, выход из строя такого прибора способен полностью обездвижить автомобиль либо сделать его работу нестабильной. В этой статье будет рассказано о том, как проверить датчик коленвала с помощью мультиметра.

Датчик коленвала: принцип работы

В зависимости от типа сенсорного устройства принцип работы его может существенно отличаться.

Индукционный

Индукционные датчики применяются в системах зажигания авто- и мототранспорта уже в течение нескольких десятилетий.

Датчик коленвала

Такая система идентификации положения коленчатого вала состоит из следующих частей:

  • постоянного магнита;
  • стержня-магнитопровода;
  • обмотки;
  • задающего диска.

При вращении задающего диска меняется сила магнитного поля. В результате в катушке образуется ЭДС в виде синусоиды. Аналоговый сигнал подается на блок управления, где преобразуется в электрические импульсы, которые уже могут быть направлены на резисторы форсунок. Одновременно считывается сигнал и для направления на тахометр приборной доски (при наличии такого элемента индикации).

Полупроводниковый

Полупроводниковый датчик оснащается чувствительным элементом Холла. Эта деталь также реагирует на магнитное поле и производит сигнал, частота которого и сила пропорциональна прилагаемому воздействию магнита. Выходная характеристики позволяет без преобразования направлять его к управляющей электронной аппаратуре. Снятие показателей осуществляется с вращающегося задающего диска.

Датчик Холла

Полупроводниковые устройства являются более современными изделиями, которые могут работать при напряжении 5 Вольт. Недостатком таких изделий являются не слишком большая надежность радиоэлементов, а также возможные сбои при высоких оборотах двигателя. По этим причинам полупроводниковые датчики можно обнаружить, как правило, только в дизельных ДВС.

Оптический

Датчик коленвала этого типа является одним из самых надежных, ведь момент нахождения этой детали двигателя внутреннего сгорания в определенном положении фиксируется с помощью лазерного луча. Свет прерывается препятствием при работе мотора и в нужный момент попадает в отверстие, проникая через которое попадает на чувствительную матрицу приемника. Дальнейшая обработка сигнала принципиально не отличается от вышеперечисленных технологий.

Для чего нужен датчик коленвала

Вне зависимости от технического исполнения датчики коленвала применяются с целью:

  • определения угла поворота коленчатого вала;
  • установки среднего значения частоты оборотов двигателя (об/мин);
  • определения ускорения «подкрутки» в момент воспламенения горючей смеси;
  • установки синхронизации сигналов с датчика распредвала.

Определение угла поворота является важнейшей характеристикой для определения момента впрыска и воспламенения топлива в цилиндрах. Датчик также считывает количество оборотов в течение определенного промежутка времени. Это значение необходимо как для осуществления расчетов самого электронного устройства, так и для вывода информации на приборную панель. Определение ускорения важно для расчета количества топлива, направляемого в рабочие цилиндры, а синхронизация устройства с сигналом датчика распредвала позволяет осуществить подачу рабочей смеси в нужный момент.

Как проверить

Алгоритм проверки чувствительного элемента будет зависеть от его типа. В большинстве случаев установить факт неисправность изделия можно даже с помощью недорогого мультиметра.

Проверка индукционного датчика

Индукционные датчики являются наиболее распространенными, благодаря простоте и надежности конструкции. Такие изделия устанавливаются на инжекторные модели автомобилей ВАЗз, поэтому при наличии проблем с запуском двигателя этот элемент следует проверить в первую очередь.

Двигатель

Проверка ДПКВ автомобиля ВАЗ 2110 осуществляется в такой последовательности:

  1. Снять датчик с автомобиля (находится возле шкива коленвала привода генератора).
  2. Очистить от грязи и пыли.
  3. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления.
  4. Прозвонить обмотку катушки (достаточно соединить выводы устройства с щупами прибора).

Мультиметр

Сопротивление обмотки исправного датчика автомобиля ВАЗ 2110 должно находиться в пределах 550–750 Ом. Если цепь разорвана или показатели прибора отличаются от указанных величин, изделие следует заменить.

Проверка полупроводникового датчика

Работоспособность полупроводникового датчика можно определить по наличию напряжения. На современных автомобилях установленный на штатное место элемент должен генерировать на клеммах напряжение равное 5 В. На машинах более ранних моделей встречается разность потенциалов 12 В. Отсутствие напряжения на контактах датчика будет свидетельствовать о неисправности детали.

Если двигатель автомобиля заводится, но работает нестабильно, то следует подключить к выводам полупроводникового датчика осциллограф. По амплитуде получаемого сигнала при работающем моторе можно будет точно определить отклонения в работе устройства. Во многих случаях восстановить работоспособность изделия можно без замены датчика Холла. Искривление задающего диска или слишком большой зазор между контактными частями являются наиболее часто встречающимися неисправностями в системах зажигания этого типа.

Заключение

Проверить датчик коленвала можно в домашних условиях с использованием только тестера. Более информативную диагностику этой детали можно провести с помощью осциллографа. Если проблемы в работоспособности ДПКВ наблюдаются периодически, то визуальный осмотр также позволит определить механические повреждения как самого изделия, так и элементов, которые могут влиять на работоспособность этого устройства.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию