Датчик уровня топлива автомобиля ВАЗ-2106

Датчик уровня топлива ВАЗ-2106 (сокращенно ДУТ) служит для контроля количества бензина, остающегося в баке автомобиля. На всех моделях «классического» семейства седанов Волжского автозавода (2101-07) с традиционными карбюраторными двигателями, устанавливались одинаковые бензобаки емкостью 39 литров, поэтому и датчики в них монтировали единого типа.

В каталоге запчастей вазовской «шестерки» эта деталь числится под кодировкой 2107-3827010.01. Артикульное наименование датчика — БМ-892. Следует отличать деталь от аналога под обозначением БМ-891, предназначенного для «жигулей» с кузовом универсал (2102, 2104). У них другой радиус рычага: 183 мм вместо 290 мм на седанах. Датчик предназначен для совместной работы со стрелочным указателем уровня типа УБ-193, устанавливаемым на панели приборов водителя.

Устройство и принцип работы

Конструктивно датчик объединен с трубкой заборника топлива на общем фланце, который через герметизирующую прокладку на шести шпильках крепится к установочному отверстию бензобака. На всех машинах жигулевской «классики» бак размещается в вертикальном положении возле заднего правого крыла. Доступ — изнутри багажника, отогнув защитную пластиковую накладку.

ДУТ

Устройство ДУТ простое. Он выполнен на основе реостата, подвижный контакт которого приводится в действие рычагом, на конце которого имеется поплавок. Пластмассовый корпус открытого типа находится непосредственно на трубке топливозаборника.

Дополнительно к переменному сопротивлению в том же корпусе имеется упругий контакт, также связанный с качающимся рычагом. Он замыкается, если остаток бензина в баке становится менее 4–6.5 литров, и включает контрольную лампочку резерва на приборе.

Схема подключения датчика видна на рисунке:

Схема подключения датчика

Имеется три контакта, один из которых (черный) крепится винтовым соединением на «массу» машины. Два других выведены на клеммные разъемы: провод розового цвета служит для передачи сигнала на стрелочную часть прибора с реостата, а второй провод (в большинстве схем — серый с красным) отвечает за цепь сигнализатора контрольной лампы.

Возможные неисправности

Несмотря на кажущуюся простоту схемы, причин, по которым не работает указатель уровня в ВАЗ-2106 может быть несколько.

Обрыв в цепи «массы»

На старых машинах случается, что нарушилось соединение черного провода с «массой» авто. При этом прибор на панели при включении зажигания начнет показывать полный бак независимо от реального наличия бензина.

Проверка: подключают минусовой выход ДУТ к надежной «массе» кузова, следят за стрелкой прибора. Если показания изменятся — нужно восстановить нарушенную цепь.

Обрыв в цепи «массы»

Нет минусового контакта на колодке реостата

Демонтировать ДУТ из бака, зачистить контактные поверхности.

Выход из строя дорожек реостата

С помощью омметра измерить сопротивление между клеммами с проводами розового и черного цвета. В норме диапазон характеристик сопротивления датчика при полном баке порядка 4 Ом, на полностью пустом 110 Ом. Промежуточные показания должны укладываться в заданный интервал. Если нет, следует демонтировать датчик с машины и повторить замеры, перемещая рычаг с поплавком вручную. Если параметры не соответствуют паспортным, деталь следует заменить.

Наиболее частая поломка этого узла на подержанных «жигулях»: стрелка прибора на панели дергается и проваливается в ноль, хотя контрольная лампа еще не загорелась.

Причем проблемы обычно начинаются с уровня 1/2 или 1/3 бака, при большем запасе бензина прибор работает нормально. Причина этого проста. Владельцы редко заправляют машину на полный бак, обычно заливают 15–20 литров бензина. Поэтому в области больше половины подвижный язычок датчика находится редко, а в нижнем диапазоне из-за постоянного трения протирает дорожку. За счет износа качество контакта снижается, в отдельных местах он исчезает вовсе. Изношенный прибор подлежит замене.

Хотя машины классического семейства АвтоВАЗ давно сняты с производства, приобрести для них запчасти до сих пор не составляет труда. Датчик уровня топлива для ВАЗ-2106 стоит порядка 300–400 рублей.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector