Как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром

Частой причиной выхода из строя автогенератора является короткое замыкание в статорной обмотке из-за обрыва провода. Тем не менее, установить этот дефект не так просто, поскольку придется разобрать генератор, вынуть обмотку и протестировать его мультиметром в варианте тестирования сопротивления. Для того чтобы устранить все возможные причины сбоя в работе генератора, специалисты рекомендуют вначале проверить ротор, после него статор и еще дополнительно диодный мост.

Проверка диодного моста

А вот неисправность щеточного узла можно проверить визуально на плотность прилегания щеток к контактным кольцам. После этого можно будет провести проверку цепи на целостность. Перед тем как прозвонить цепь мультиметром, она должна быть отключена от основного питания. Поиском определения обрывов в цепи, можно заниматься только при условии выполнении исполнителем всех мер безопасности.

Проверка работоспособности генератора без снятия статора

Тестирование статора требует полной разборки генератора. Ее целесообразно проводить после того, как все возможные причины неисправности этого блока будут устранены.

Проверка аккумулятора тестером

Вначале проверяют работоспособность аккумуляторной батареи тестером в режиме U, устанавливая шкалу 20 В. Сначала на неработающем двигателе, значения при этом должны быть в районе 12.6–12.8 В,а потом на работающем с показаниями 13.6–14.4 В.

Следующий вариант проверки электродвигателя — это подача U = 12 В с батареи напрямую на вывод стартера без участия реле. Если электрогенератор функционирует, то в обмотке КЗ нет.

Кроме того без снятия генератора можно протестировать:

  • Подачу тока от аккумуляторной батареи на реле;
  • Исправность линии управляющего контакт реле от системы зажигания;
  • Исправность «массы» движка;
  • Фактические пусковые обороты, в том случае, когда замедленное движение якоря;
  • Уровень нагрева статорного корпуса;
  • Присутствие запаха горелого бакелита статорных обмоток.

Такой анализ может диагностировать поломку статора. В таком случае конструкцию придется разбирать для более детальной проверки.

Проверка на снятом генераторе

До того как определить короткое замыкание мультиметром, внешним осмотром проверяют работоспособность элементов стартера:

  1. Наличие следов истирания поверхности якоря об ламели.
  2. Техсостояние коллекторных пластин на износ и распайку. На рабочем якоре глубина между проточками коллекторных пластин обязана быть не меньше 0.5 мм.
  3. Прокручивание муфты должно быть только в одну сторону, а в другую может быть выполнено вместе с якорным валом.
  4. Осмотр шестерни, она должна быть без сколов и выработки зубьев.
  5. Неповрежденность вилки и отсутствие износа ее краев, которыми она входит в зацепление муфты.
  6. Неповрежденность шестерни стартерного редуктора.

Тестирование ротора

В этом тесте прозванивается роторная обмотка с использованием тестера в режиме «Ω». Для этого к контактным кольцам присоединяются измерительные щупы прибора.

Результаты тестирования обмотки:

  • R= 2.2–5.0 Ом, хорошее состояние.
  • R=0 — обрыв обмоточного провода.
  • При R ниже 2.2 Ом — между витками обмотки замыкание.
  • При R выше 5.1 Ом — неудовлетворительный контакт либо не пропаяны качественно выводы обмотки и контактных колец.

После этого рекомендуется измерить величину «I» возбуждения. На кольца потребуется подать постоянное U = +12 В, а в разрыве цепи подключают амперметр. Нормальное состояние тока возбуждения 3–4.,5 А. Если показатель выше — в роторной обмотке замыкание между витками, если выше 5 А — потребуется замена регулятора напряжения.

Обнаружение КЗ

Важно! Простой способ проверки «Ω» бытовым напряжением можно применить, когда под рукой нет мультиметра. Напряжение подают через обычную лампочку 40 Вт, 1 контакт подключается на кольцо, 2 — на роторный корпус. Если замыканий на корпусе нет — лампочка не светится. Если нить накаливания даже немножко светится — не исключается утечка «I» на массу, а обмотка подлежит замене.

Статор генератора

Перед тем как проверить статор на межвитковое замыкание мультиметром, его отсоединяют от диодного моста, предварительно выполнив отпайку выводов. Далее измерителем в варианте измерения «Ω» проверяют показания, подключив тестовые провода между выводами.

Подключение статора

У нормально функционирующей обмотки показатель мультиметра должен демонстрировать 0.2 Ом. При проверке вывода любой обмотки и «0» — значение R= 0.3 Ом.

Важно! Если возникло КЗ обмоток статора, либо на диодном мосту, электрогенератор автомобиля будет очень сильно шуметь.

Пробой в изоляционном покрытии прозванивают обычной лампой 40 Вт от бытовой сети. Как в предыдущем случае, подключая 1 контакт к выводу обмотки, а 2 на статорный корпус. Если обмотка исправна — лампочка не светится. В противном случае, исполнитель ищет дальше обрыв.

Важно! Водитель при тестировании статора генератора должен предварительно осмотреть техсостояние внутренней части статора и внешней ротора. Недопустимо, чтобы они соприкасались между собой в процессе работы, или на водительском сленге — «башмачили». В таком положении генератор будет издавать высокий шум, поскольку происходит повышенный износ подшипников и втулок.

Диодный мост

Работоспособность диодного моста (ДМ) должна проверяться тестером в режиме «Ω». Конструкция диодного моста имеет 2 пластины — положительную и отрицательную. Для замеров, первый щуп соединяют с «+ » ДМ, а второй поочередно с диодными выводами Ф1/Ф2/Ф3 и 0.

После этого меняют место замеров и проделывают аналогичные измерения. В первом варианте мультиметр должен показывать проводимость — то есть сопротивление отличное от «0», а в другом — непроводимость. Так проверяют диоды на «+» пластине.

Для испытания диодов на «−» пластине, первый измерительный щуп подключают с «−» пластиной, а второй по очереди с концами Ф1/Ф2/Ф3. Аналогично далее меняются щупы местами, и повторяется процедура замеров. У нормально работающего ДМ, в первом варианте проводимость есть, во втором — нет.

Важно! Сопротивление не может быть равным «0». Если это произошло, то в диоде существует пробой. Аналогично о пробое диода сообщает отсутствие «Ω» при замерах в обоих направлениях. Неисправность даже одного диода будет создавать недозаряд батареи, поэтому такой ДМ нужно заменить.

Щетки и контактные кольца

Их проверяют визуально, оценивая общее техническое состояние. Обязательно нужно проверить выступающий размер щеток. Он должен быть не менее 4.5 мм,а новых 10 мм. Аналогично проверяют диаметр токосъемных колец, минимальный размер которых установлен 12.8 мм, а новые кольца имеют 14.4 мм.

Важно! Выработанные кольца меняют, предварительно отпаяв выводы обмотки и сняв специальным съемником.

Контактные кольца

После монтажа подходящих колец их протачивают на токарном станке, чтобы устранить биения, и шлифуют нулевой наждачной бумагой для снятия заусенцев.

Как эффективно найти короткое замыкание мультиметром

Короткое замыкание (КЗ) в автомобиле вызывает большие проблемы и очень опасные. Не только для работоспособности важных узлов и целостности машины, они представляют угрозу для здоровья человека.

Проверка КЗ в машине

Таким образом, автолюбитель должен знать технологию определения короткого замыкания в автомобиле и какие принять меры, после того как его найдет, чтобы имущество и пассажиры были в безопасности.

Что такое «короткое замыкание»

В двух словах — это неисправность в проводке автомобиля. Провода переключают подачу электрического тока между различными цепями управления в машине. При разрыве любого из проводов, ток прекращает движение по проводам и течет в другое место, потенциально вызывая повреждение, в связи с чем ответственные узлы авто не смогут работать.

Короткое замыкание в проводке

Короткие замыкания бывают двух типов: на «массу» и на питание. Первое замыкание на землю, когда ток течет от цепи к кузову автомобиля. Это происходит, если провод утрачивает изоляцию либо наэлектризовался, передавая электричество от провода к кузову. Как правило, при этом виде КЗ, можно обнаружить перегоревшие предохранители, неисправные компоненты или индикаторы.

Цепь КЗ на питание образуется обычно в жгуте проводов, где существует много определённых цепей, сгруппированных в непосредственной близости друг к другу. Когда порезанный либо изношенный провод дотрагивается к другому проводу, ток будет перенаправлен к устройству, для которого он не предназначался, например, при включении фар, будет звучать сигнал либо загорятся фары при нажатии на тормоз.

Алгоритм обнаружения  короткого замыкания

Обнаружение КЗ в автомобиле — это трудоемкий процесс, независимо от уровня подготовленности исполнителя. Перед тем как найти короткое замыкание, потребуется автомобильная электрическая схема, EWD и мультиметр.

Справка. EWD — это таблица с цветовой кодировкой, помогающая ориентироваться в электрических системах автомобиля, она поставляется продавцом во время продажи автомобиля в комплекте с паспортом и другой технической документацией.

Алгоритм нахождения короткого замыкания в автомобиле:

  1. Выбирают схему проверки проводов.
  2. Уточняют по EWD назначение по окраске провода и цепи, в которых они работают.
  3. Проверяют предохранители на каждую цепь.
  4. Извлекают предохранители поочередно, и прозванивают цепь мультиметром.
  5. Чтобы правильно прозванивать провода, они должен быть отключены на конечных точках датчика или нагрузки.
  6. Для тестирования цепи 5 В, которая используются контроллером ЭСУД для управления трансмиссией и двигателем, нужно по очередности отсоединить аккумулятор и контроллер ЭСУД. Чтобы измерить непрерывность, используют мультиметр и щуп между цепью — кузовом автомобиля, или цепью и двигателем. Это позволит определить место короткого замыкания.

EWD ВАЗ

Важно! Перед прозвонкой проводов на обрыв и КЗ, нужно провести визуальный осмотр. Зачастую, в этот момент находим оплавленные провода. В таком случае области поиска для исполнителя заметно сужаются.

Порядок применения мультиметра для проверки КЗ автомобиля:

  1. Выполняют меры предосторожности при прозвонке провода, он должен быть отключен от напряжения.
  2. Включают мультиметр и устанавливают в режим сопротивления с наименьшей шкалой или на режим прозвонки, если такой установлен на приборе.
  3. Проверяют работу прибора путем присоединения щупов вместе, если мультиметр работает в режиме сопротивления, показание должно стремиться к «0».
  4. Если сопротивление на проверяемом участке больше «0», то выполняют калибровку измерителя, чтобы показание сопротивления равнялось «0».
  5. При настройке в режиме непрерывности должен раздаваться звуковой, а в некоторых моделях, и световой сигнал.
  6. Проверяют целостность провода, он должен быть отключен на конечных точках датчика или нагрузки.
  7. В случае короткого замыкания на экране мультиметра будет отображаться «1» или «OL» (разомкнутый контур) и не звучит звуковой сигнал. Это означает, что в цепи есть КЗ.

Автомобильные предохранители

После обнаружения КЗ в электроцепях машины, потребуется выполнить замену поврежденной проводки. Иногда это возможно сделать самостоятельно, если повреждение небольшое и видимое. В более сложных случаях потребуется обратиться в сервисный центр.

Если часто горит предохранитель, это уже предвестник КЗ. Недопустимо его менять на более мощный. Если ток КЗ не вызовет перегорания предохранителя, изношенные силовые провода способны сжечь машину дотла за минуту. Знание того, как искать короткое замыкание, может избавить собственника авто от многих проблем и будет гарантировать безопасность автомобиля, а также пассажиров.

Видео по теме

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector