Реле топливных электрических насосов (ТН, ЭБН) для бензина, дизеля управляет подачей питания к ним. Если такой контроллер вышел из строя, то мотор не заведется, заглохнет. От автовыключателя бензонасоса напрямую зависит главный аспект функционирования всей силовой системы — ее запуск. Если же реле работает, но с перебоями, ненормально, то это также сразу же отображается самыми ощутимыми неполадками. Реле ТН также обеспечивает ускорение авто с АКПП. Рассмотрим, где размещен автовыключатель бензонасоса, как выглядит и работает, поломки и ремонт. А также вы узнаете, как проверить реле ЭБН.2
Что такое реле бензонасоса, его значение
Внешне и внутренне реле топливного бензонасоса аналогичное, как стандартные электромеханические расцепители, поскольку это максимально схожая, а иногда такая же деталь, как у бытовых приборов, иного электрооборудования. Это небольшая квадратная, прямоугольная (стороны в 2–3 см) пластиковая коробочка с 4 (наиболее распространенный вариант), 5 плоскими контактами, напоминающими вилку кабеля к розетке американского стандарта. Реже бывает иное количество выводов (6, 9 и так далее) и другая их форма (круглая).
Данный элемент смыкает/расцепляет контакты питания топливной помпы. Расширенное техническое название — электромагнитный (ЭМ) выключатель. Топливный насос обозначается сокращениями ТН, БН, ЭБН (электробензонасос).
Место среди датчиков
Традиционное размещение автовыключателя ЭБН среди прочих датчиков изображено на схеме — она более или менее схожая в большинстве автомобилях. Рассматриваемая деталь вверху изображения:
Принцип работы реле топливных помп
Само по себе реле ЭБН — это обычный ЭМ автовыключатель, но встречается и несколько сложное исполнение, если устройство управляет дополнительными опциями авто. Изделие не имеет внутри датчиков, реагирует только на питание, при котором возникает электромагнитная сила, смыкающая контакты. Устройство полностью контролируется электронным блоком управления автомобиля (ЭБУ), подающим ему питание и команды.
Назначение ЭМ реле — коммутация линий (контроля, управления) более мощных приборов, а также объединение и разложение импульсов. Наиболее точно процесс можно отобразить схемой «срабатывать (смыкать) — отпускать (возврат в начальное положение)».
Рассмотрим алгоритм по рисунку выше:
- Изображено состояние при нулевой вх. величине X — тока Iвх в обмотке 7.
- Когда вх. ток Iвх начинает расти на конкретной отметке, якорь 10 отваливается от стопора 77 и примагничивается к стержню 12.
- При ходе якоря его верхнее окончание, передавая усилие через толкающий элемент 9, выгибает контактную пружинку 6 кверху, пока ее часть 8 не соприкоснется с таковой 7 пружины 5, отходящей затем вверх до упора 4.
- Итог: во вх. линии после завершения переходного промежутка начинает течь ток Iвых с вых. величиной Y.
- При будущем росте вх. тока изменения выходного ничтожные, можно считать, что их нет.
- Когда же вх. ток понижается, при конкретной его величине механический натиск изгибающихся пружин преодолевает ЭМ силу, которая притягивает якорь к стержню 12.
- Контакт-элементы размыкаются, происходит обесточивание выходной цепи. При последующем токовом импульсе цикл повторяется.
Алгоритм сработки в автомобиле следующий. После поворота ключа, запуска зажигания автовыключатель начинает работать, подает ТН команду и он активируется на 2–3 сек. До требуемого давления на рампе. Затем устройство деактивирует помпу, и дальше она стартует только при вращении ДВС стартером или в процессе езды. После остановки мотора приборчик отключает ЭБН, снимает давление.
Значение контактов
Есть разные распиновки автовыключателя топливного насоса, самые распространенные 4 и 5-контактные, но также есть с 7 и 9 или иным количеством выводов — они контролируют также некоторые другие опции автомобиля. Каждый вывод имеет маркировку, она и схема всегда обозначается на корпусе приборчика.
Наиболее популярный стандарт, 4 контакта:
- 30 — общий (под напряжением);
- 87 (может быть 87а или 88) — для силовых линий. На зарубежных схемах — 87а, на российских — 88, разница только в обозначении;
- 86, 85 — обмотка электромагнита, для команд от ЭБУ.
Модель 6 контактами, каждый подписан:
Пример контактов реле с расширенным функционалом:
Пример автовыключателя ЭБН на Mercedes E (тут 8 выводов):
Также есть варианты с непривычной цифровой маркировкой:
Мы рассмотрим 4-контактные типы с привычным обозначением контактов, так как они наиболее популярные. Есть основной принцип: выводы подключаются на соответствующие им линии — данные о том, какая из них отвечает контакту реле, есть в техдокументации авто, самого прибора. Схему несложно найти в сети. То есть не составит труда сориентироваться по разным вариантам.
Пример распиновки с цветами проводков (расцветка стандартная, но может быть иной) от ЭБУ:
Итак, выводы 4-контактного реле:
- 2 — для силовых жил;
- 2 — для команд ЭБУ.
Вывод 30 есть всегда, в деактивированном положении он замкнут на 87а, а с запуском ДВС смыкается на 87 (если реле с отдельными такими выводами). Но в четырехконтактных расцепителях 2 вывода — 87а, 87 — соединены в один, автовыключатель работает как обычный ЭМ включатель электроцепи. Если питание сброшено со стартера держит замкнутыми контакты вплоть до остановки ДВС.
Схемы
Ниже схема реле бензонасоса в нескольких вариантах, показаны соединения выводов:
Функции реле ЭБН
Основная задача — управление топливной помпой. При вкл. зажигания — создает давление в топливной трубке активацией бензонасоса (БН) на несколько сек. После этого последний будет функционировать либо при стартерной прокрутке, либо при активированном ДВС.
Частично рабочее изделие все же будет активировать ТН при работе стартера, если его управляющий резистор исправен.
Расцепитель может отвечать за некоторые другие опции, например:
- отопление сенсора кислорода. Запускается на реле по-разному: на одних — сразу с БН, на иных — через свой транзистор. Устаревшие автовыключатели не имеют такого детектора, но обогрев делается — сработка происходит при старте помпы;
- активация пусковой форсунки (ПФ) при «холодном» пуске. Таковая работает сколько и стартер, есть зависимость от t° мотора. Расцепитель работает определенный промежуток, зависимый от t°: данные о ней приходят от блока управления КЕ (впрыском) на ЭБУ, а тот определяет время. Так, при +60 на двигателе ПФ стартует на долю сек., но при низких значениях она может работать 8–10 сек. В форсунке есть 1, реже 2 канала: для тока распыляемой жидкости, или он же плюс второй — для подачи подобного вещества, пара, газа, помогающего осуществиться указанному процессу. Качественный узел дает конусовидный распыл — возникает ровный, беспрерывный факел.
Последние модели реле выполняют также такие опции:
- вспомогательная функция для ускорения мотора с АКПП — дополнительно включает помпу для доставки увеличенного объема горючего;
- замедление оборотов: если на ДВС они максимальные, то расцепитель временно отключает топливонасос, что нормализует их.
Где устанавливаются реле топливных насосов
Есть три основные локации, где находится реле бензонасоса:
- подкапотное пространство, около блока КЕ (контроль впрыска);
- на ВАЗах — под торпедой (слева снизу панели);
- возле узла АБС.
То есть устройство находится либо под капотом, либо под торпедой, среди подобных «коробочек» на блоке предохранителей и реле. Ниже изображен именно такой узел (инжекторные автомобили ВАЗ).
Именно само расположение, посадочное место среди прочих элементов может разниться, узнать его можно из техдокументации авто, в сети.
Симптоматика неполадок реле ТН
Признаки некорректной работы ЭМ реле такие:
- питания на ТН не подается. То есть авто не заводится, нет подсоединения к электропитанию помпы, горючее не поступает;
- постоянный гул помпы, насос перестал отключаться, что он должен делать после оптимального давления. Появляется перерасход горючего, садится аккумулятор;
- нет характерного звукового эффекта (всем знакомого скрежета) при активации зажигания;
- насос функционирует даже после превышения наибольшего возможного порога оборотов мотора.
Некоторые ДВС могут стартовать с реле частично рабочим (со сбоями) — тогда можно произвести запуск стартером. А также даже при превышении верхней рамки количества оборотов БН может активироваться, но запуск производится не сразу, движок глохнет на ходу, обнаруживаются шумы на работающем насосе.
Другие симптомы перечислены в табл.:
Причины неисправностей
Реле ЭБН ломается редко, в нем нет особо чувствительных элементов. Это в большей мере достаточно стойкая механика, состоящая из сравнительно надежных металлических контактных частей и электромагнитной катушки. Самая частая причина неполадок — естественный износ.
Поломки, сбои в работе реле бензонасоса чаще причиняются следующими факторами:
- окисление, загрязнение, прогорание контактов, клемм. Появляются окислы, коррозия;
- перегорели конденсаторы;
- короткие замыкания;
- перегоревший предохранитель. Часто он выходит из строя по вышеуказанной причине;
- обрывы на электроцепи (на проводках, ведущих к реле);
- брак;
- неправильный монтаж иммобилайзера. Принцип противоугонок базируется на блокировке подачи питания к БН, поэтому проблема может быть заключена в указанном элементе.
Как проверить реле ЭБН
Кроме самого автовыключателя ЭБН, надо проверить предохранитель — он находится на линии питания, размещен в том же блоке, где и реле, но на своем посадочном месте. Заключен обычно в пластиковую коробочку. Его состав обычный — внутри колбы чувствительная легкоплавкая пластинка, проволока, которая при перегреве (если есть скачки, замыкания) расплавляется и разрывается, таким образом обесточивая цепь и защищая оснащение. На фото Renault Safrane:
Предохранитель со стеклянной колбой в микросхемах проверить просто — достаточно посмотреть, не оборвана ли проволока. Но в авто корпус детали другой, что усложняет визуальный контроль. Поэтому целесообразно проверить мультиметром (прозвоном на обрыв), контролькой.
Метод как проверить реле бензонасоса с контролькой применим и для него, и для предохранителя. Тестером будет лампочка с силой тока до 0.25 А, подойдет таковая на 12 В (такие ставят на подсветку камер холодильника). Мощность не должна быть больше, так как может перегореть блок управления.
Монтируется вместо реле, ее жилы присоединяются скруткой к проводкам питания, вставляются в клеммы в гнезде. Концы, ведущие к лампочке, можно припаять непосредственно к цоколю, можно держать их пальцами, но удобнее будет купить также небольшой патрон, на нем жилы зажимаются болтиками.
Реле вынимаем. Присоединяем проводки на массу и 87. При запуске мотора лампочка должна загореться и не моргать — тогда предохранитель исправен. Если же нет, то он сломан или есть обрыв на цепи. Демонтируется легко — пластиковая коробочка отщелкивается из посадочного места. Есть еще метод с перемычками (рассмотрим ниже).
Фото с инструкцией для BMW (подойдет и для иных моделей):
Впрочем, можно сразу проверить предохранитель мультиметром на обрыв и если такой обнаружен, то заменить и посмотреть, будет ли работать ТН. Если нет, то проблема в нем.
Итак, основным признаком поломки — нет жужжания помпы после поворота ключа зажигания, и первым проверяют предохранитель. Например, на Лада Калина и Граната он на схеме F21 (15 А), а реле — К12.
Далее опишем еще один алгоритм действий для проверки реле ТН на указанных моделях:
- Активируем зажигание.
- Снимаем реле.
- Подаем +12 В (используем аккумулятор) на контакт 11 диагностической колодки или ставим перемычку между клеммами в гнезде для выводов 87 и 30 автовыключателя. Можно взять простой толстый медные проводок. Если помпа исправная, то она начинает работать, реле следует поменять. Если нет запуска, то, не убирая перемычек, держа одну жилу контрольки на массе, прикоснуться второй к питающему проводу ЭБН, если света нет, то на цепи обрыв.
- Наблюдаем, есть ли жужжание помпы.
Объяснение к последнему варианту из таблицы: реле внимают из посадочного места, берут любой аккумулятор с 12 В или блок питания (такие встречаются к бытовым приборам). Можно применить тот же автомобильный аккумулятор на машине.
Выводят из такого источника питания проводки, присоединяют их к вых. 85 и 86, мультиметр в режиме омметра — к 87 и 30.
Напряжения нет — поломка, если уровень его падения больше чем на 1 В — окислились контакты. Если питание есть и насос не работает — обрыв на электроцепи, сломан ТН или неполадки в ЭБУ.
Как проверить цепь бензонасоса проиллюстрируем выборкой:
Диагностика сканером
Для диагностики можно применить диагностический прибор, подключаемый к специальной колодке на автомобиле. Расшифровка кода есть в инструкции машина или в интернете. Но такая процедура несколько ограниченная, так как не показывает, есть обрыв провода или в порядке ли предохранитель и пр. подробности.
Пример проверки электроцепи на ВАЗ 2110
Рассмотрим конкретный пример на ВАЗ 2110 как проверить именно электроцепь бензонасоса, связанную с реле и ЭБУ.
Надо удостовериться, что ТН работает: для этого подключаем контрольку к его разъему. Включаем зажигание — должна загореться лампочка, если нет — помпа сломана. В ходе процедуры также проверяется реле.
Снимаем заднее сиденье и крышку люка. Находим фишку с проводами на бензонасос, отстегиваем:
Проверяем питание, важно корректно подсоединить проводки. На управляющих жилах замеряют напряжение. Один проводок контрольки держим на массе, вторым касаемся по очереди других выводов. Таким образом проверим, идет ли питание с ЭБУ на реле.
Итак, если лампочка не горит — повреждено именно проводка или реле, реже причина может быть в ЭБУ. Если свет есть, то неисправен насос. Перейдем к реле — оно находится возле переднего пассажирского кресла под крышкой, в которую упираются ноги.
Делаем прозвон автовыключателя. Сначала откручиваем крепежные болтики (головками на 8 и 10). На ТН накидывают фишку, заводят зажигание. Если помпа срабатывает, реле в порядке, но где-то отошел контакт. Когда же насос не функционирует, надо проверить, идет ли на подсоединенную фишку 12 В. Ее снимают с помпы, там есть 4 разноцветные жилы. Обследуют 2 средние — серую и черно-белую, между ними есть разность потенциалов, то есть напряжение.
Также можно проверить ЭБН напрямую. Потребуется любой источник (блок) питания на 12 В (не больше), можно воспользоваться установленным в машине, протянуть от него проводки. На средние клеммы подают 12 В. Если ТН исправен будет слышен гул от его работы.
Если описанный метод неудобный для пользователя можно применить иной способ (мы уже упоминали о нем): между вых. 87 и 30 ставят перемычку. При активации зажигания ЭБН не должен стартовать. Когда же он запускается, значит, есть проблема на электронном блоке управления.
Простой метод с заменой новым реле
Если в запасе есть новый автовыключатель, то просто ставят его на место старого. Дальше, логично, если неполадка не наблюдается, то проблема была в старой детали. Изделие для проверки можно также снять с монтажного блока, подойдет реле, отвечающее за стеклоподъемники.
Как получить доступ к реле
Убираем подлокотник по центру и открываем сегмент приборной панели, в него встроены прикуриватель, пепельница.
Снимаем пластиковую защиту, откручиваем гайки, фиксирующие короб к кузову, вынимаем блок, где располагаются реле и предохранители:
Дальше остается отщелкнуть наш ЭМ расцепитель и вставить в гнездо новый.
Ремонт, замена
Если окислились внешние контакты (на самом узле или в посадочном месте), то их зачищают, обрыв на цепи исправляют скруткой, заменой проводков, ставят новый предохранитель — пожалуй, это все случаи, когда ремонт целесообразен.
Если неполадка внутри реле, то такое обычно не чинится — выбрасывают и покупают новое. Конечно, можно попробовать раскрыть приборчик и разобраться в его внутренностях — но корпус детали герметичный, нужно будет его заново надежно склеить. Даже если удастся починить внутренние части — то, как правило, срок функционирования пережившего такое вмешательство автовыключателя может быть недолгим.
Хотя есть и успешные случаи починки — на изобр. ниже удачная, но лично нам не внушающая особого доверия.
Опишем восстановление реле Opel Vectra. В данном случае такой ремонт успешный и уместный — потребовалось только подпаять ножки (на фото видно, что припой отошел).
Монтаж и подбор реле элементарный: берут приборчик для конкретной марки автомобиля или такой с аналогичными параметрами, замена — старый вынимается из посадочного места новый вставляется. Места размещения и пример, как вынуть блок с реле на ВАЗ мы описали.
Нужно понимать, что мы рассмотрели неполадки именно реле. То есть при нем исправном сломанным может быть именно бензонасос или оборвана его линия. Некоторые аспекты проверки этого узла мы затронули достаточно глубоко. Пользователь сможет проверить два механизма.